«Договор между Россией и Турцией строго регламентирует использование С-400 исключительно в целях обеспечения собственной обороны и прямо запрещает передачу образцов или технологий третьим странам»

БДИТЕЛЬНОСТЬ Евсей Васильев. «В чьих интересах белорусские власти ...Евсей Владимирович, в свое время бывший посол Турции в РФ Халил Акынджи, а совсем недавно, бывший министр иностранных дел Турции Яшар Якыш, другие турецкие представители, завуалировано давали понять, что в армяно-турецких отношениях Турция оказалась заложником карабахской проблематики, и то, что в этих отношениях «слишком много Азербайджана» их далеко не устраивает. Насколько, по Вашему, искренны такие заявления?

«Евсей Васильев»— Наметившееся после недавнего кризиса сближение позиций Анкары и Москвы можно объяснить не только реализацией совместных проектов в сфере энергетики (строительство «Турецкого потока»), но и необходимостью координации совместных усилий России, Турции и Ирана в урегулировании сирийского кризиса. Кроме того, на фоне похолодания отношений с Западом турецкая сторона проявляет все больший интерес к таким интеграционным форматам как Евразийский экономический союз и ШОС, а турецкий бизнес – к совместным проектам. Таким как, например, транспортный коридор «Север-Юг» (Индии и Ирана через Каспийское море, транзитом через Азербайджан в Россию). Однако объективным препятствием к развитию регионального сотрудничества являются проблемы непризнанных территорий. Причем не только Нагорного Карабаха, но и Крыма (который официальная Анкара также не признает частью России). В этих условиях карабахский конфликт и противостояние между Арменией и Азербайджаном рассматривается Турцией уже не просто как региональный конфликт, а как фактор, существенно сдерживающий потенциал развития отношений между Турцией и Россией. И уж точно Анкара не заинтересована в очередном витке эскалации насилия на линии соприкосновения, которая может заметно осложнить диалог с Москвой, и поставит под сомнение достигнутые договоренности. Другой вопрос – насколько долговременным в итоге окажется нынешнее российско-турецкое партнерство, учитывая членство Турции в НАТО и сложно прогнозируемое поведение турецкого руководства.

-Считаете ли Вы, что сопредседатели  Минской группы ОБСЕ по Карабаху могли более чётко и внятно обозначить истинного провокатора очередной эскалации в зоне карабахского противостояния?

 «Евсей Васильев»-Сам формат Минской группы ОБСЕ в период ее создания не подразумевал проведение международных расследований в отношении причин возникновения конфликта или установление вины за возобновление боевых действий, как было в апреле прошлого года. У международных посредников просто нет таких полномочий. С дипломатической точки зрения это оправдано, поскольку если бы сопредседатели Минской группы ОБСЕ открыто обвинили одну из сторон в агрессии, то любые дальнейшие переговоры автоматически зашли бы в тупик. Основные задачи миссии – это прекращение насилия и создание условий для переговорного процесса по мирному урегулированию карабахского конфликта. Вопрос можно поставить по-другому: насколько существующий формат Минской группы ОБСЕ себя оправдывает, учитывая что за все время его существования никаких значимых результатов добиться так и не удалось? Очевидно, что решающую роль в прекращении боевых действий в апреле 2016 года сыграла Россия. Так может пора перестать надеяться на международных посредников и перенести площадку для переговоров в Москву?

-Можно ли считать, что  создание российско-армянской совместной военной группировки некая оценка реальной ситуации в ОДКБ?  Лично я считаю, что для своего статуса-« военно-политический блок», она слишком аморфна. И если можно, в этом контексте, где по Вашему   корни недружелюбной политики наших «союзников» по интеграционным проектам- Казахстана и Белоруссии к Армении?

«Евсей Васильев»— ОДКБ задумывался не столько как военно-политический блок, сколько в качестве региональной системы коллективной безопасности для постсоветского пространства, обеспечивающей коллективную защиту в случае возникновения угроз безопасности, суверенитета и территориальной целостности стран-участниц. В этом качестве ОДКБ себя полностью оправдывает. Кроме того, налажено сотрудничество между вооруженными силами, специальными службами и правоохранительными органами членов ОДКБ, что позволяет эффектно бороться с общими угрозами, такими как нелегальная миграция, наркоторговля, организованная преступность и международный терроризм. Конечно, внутри объединения есть определенные разногласия. Так, союзники часто критикуют Армению то, что возглавив ОДКБ, она якобы использует свое положение для решения собственных политических задач. При этом Белоруссия и Казахстан, которые имеют прекрасные отношения с Азербайджаном, не хотят быть «заложниками ситуации» вокруг Нагорного Карабаха, ставя интересы союзника по ОДКБ выше  собственных. Кроме того, Минск ревностно относится к льготным поставкам Еревану российского вооружения, в частности оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которые хотел бы заполучить и сам. В этом смысле, Белоруссия воспринимает Армению как своего рода конкурента.

-Какова, по Вашему, вероятность продажи  зенитного  ракетного комплекса  (ЗРК) С-400 «Триумф» Россией Турции, его дальнейшей передачи Азербайджану, и какие могут быть военно-политические последствия такой, условно, «сделки»?

«Евсей Васильев»— Как известною контракт на поставки российских ЗРК С-400 «Триумф» в Турцию уже подписан и находится в стадии исполнения. До этого подобное соглашение было также заключено с Китаем. Всего Москве поступило около десяти заявок от стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Договор между Россией и Турцией строго регламентирует использование С-400 исключительно в целях обеспечения собственной обороны и прямо запрещает передачу образцов или технологий третьим странам. Поэтому любая передача ЗРК «Триумф» будет воспринята Москвой как срыв договоренностей. Учитывая тот факт, что российско-турецкие отношения не ограничиваются военно-техническим сотрудничеством, вряд ли Анкара пойдет на такой резкий шаг, как передача С-400 Азербайджану – это не в интересах турецкого руководства. Что касается России, то она при заключении это контракта руководствовалась, прежде всего, своими собственными геополитическими интересами. Во-первых, поставка Россией новейших образцов вооружений во входящую в НАТО Турцию, для замены устаревших американских комплексов, это экономическая и имиджевая  победа России как мирового лидера в области экспорта оружия. Во-вторых, развитие военно-технического сотрудничества создаст дополнительные условия для сближения позиций Москвы и Анкары в отношении урегулирования сирийского конфликта. От своих союзнических обязательств Россия никогда не отказывалась, но и ограничивать свои международные контакты в ущерб собственным государственным интересам, а тем более просить у кого-то разрешения мы не собираемся. Союзники должны, прежде всего, относиться друг к другу с взаимным уважением.

Беседовал  Саркис Саркисян

depiararat.com

Категории: АзербайджанГлавноеИранНагорный КарабахРоссияТурция

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)