Почему азербайджанские горе историки рвутся присвоить наследие иранской Атропатены?

Zakavkaz-II-I-bc.pngЕсли честно, основным источником фальсификаций в новейшее время,  и оппонентом я взял одиозного товарища, которого зовут Ризван Наджаф оглу Гусейнов, и которого знаю лично. Короткого роста сей деятель, как все коротышки, болеет комплексом собственного величия, и  себя возомнил знатоком всех периодов истории всех времён и народов, и замахнулся аж на географию и геоморфологию. Окончил исторический факультет Бакинского Государственного Университета в 1996 году. В 1992-2003 гг. проходил службу в ВС Азербайджана и силовых структурах, офицер запаса. С 2005 года в журналистике, с 2011 года занимается «научно-исследовательской деятельностью». По всей вероятности,  сотрудник азербайджанских специальных служб.

Активно занимался вербовкой армянских перебежчиков, и в итоге 8 ноября 2016 года провёл панельную дискуссию «Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, основные препятствия  и перспективы урегулирования: взгляд из Армении». А «взгляд» из Армении представляли продажные шкуры Сюзан Джагинян, Ваге Аветян, и Ваан Мартиросян. Последний «кинул» заказчика, наверное,  в лице МНБ Азербайджана, и в итоге Гусейнов  оказался в весьма щепетильном положении, в очень грязной истории:  с роспуском «платформы» урегулирования,  завершение  псевдомиротворческого проекта дало начало процессу появления целого букета обличительных речей со стороны бывших коллег. Перегрызлись главный редактор хаккин.аз и его сотрудник. Ковшами полились взаимные обвинения и оскорбления. Каждая из сторон представляет себя в качестве невинной жертвы, а остальных выставляет алчными и продажными. Откровения коснулись не только «платформы» и ее деятельности, но также затронули и околонаучные круги Азербайджана. Так, перебежник Ваан Мартиросян, опубликовал скриншот своей беседы с экс- сотрудником хаккин.аз, журналистом Акпером Гасановым, в котором они упоминают азербайджанского псевдоисторика Ризвана Гусейнова. «Этот придурок фальсификатор, а не историк»,- пишет Гасанов. На что ему Мартиросян отвечает, «знаю», мол. Знаменательно, что любовь к скриншотам проявляется у всех экс-коллег по «платформе». Будто знали, что придет время, и они все дружно достанут из запыленного шкафа компроматы друг на друга.

Не успевает один опубликовать что-то, как тут же появляется скриншот оппонента. Стоит ли удивляться, что у такой заведомо протухшей братии изначально все было обречено на провал?  Вот он какой, надежда всея Азербайджана,в разоблачении «армянских исторических мифов».  Автор нескольких книг, свыше 150 научных и публицистических статей по истории Азербайджана, армяно-азербайджанскому конфликту и геополитике Южного Кавказа. Проводит научные исследования в архивах России, Турции. Грузии и др. стран. Сложно сказать, сколько человек в подвалах азербайджанских спецслужб работает на него.
Из-за попустительства тех же диаспоральных армянских  структур, опус этого деятеля,  «Азербайджан и армянский вопрос на Кавказе»  размещен  в библиотеках ВУЗов Америки и Европы. В частности, в   Библиотеке Конгресса США (Library of Congress), Гарвардском Университете (Harvard University), Библиотеке Гарвард-колледжа (Harvard College Library), Принстонском Университете (Princeton University Library), Библиотеках Стэнфордского Университета (Stanford University Libraries), Библиотеках Государственного Университета Огайо (Ohio State University Libraries), Университете Индианы (Indiana University), Калифорнийском Университете (University of California), Галле-Виттенбергском Университете имени Мартина Лютера (Martin Luther University of Halle-Wittenberg) и др.

Нефтедолларами,   наверное,  обеспечен на долгие лета. С  2014 года является директором Центра истории Кавказа, который на данный момент можно назвать центральным офисом азербайджанских фальсификаторов. С 2015 года избран доцентом отделения кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу. Это, наверное, для того, чтобы дядям и тетям из ЮНЕСКО доходчиво объяснить, цель  уничтожения кладбища средневековых армянских хачкаров около города Джульфа, если на каждом шагу кричат, что «хачдаши»–это памятники «домусульманской»   культуры Азербайджана, тем более, что  ещё в 1998 году организация ЮНЕСКО потребовала прекратить разрушение памятников в Джульфе. Напомню, что требование аналогичного содержания было направлено Арменией также в Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (англ. International Council on Monuments and Sites – (ICOMOS).                                                                                                                                     Основной опус этого  энциклопедиста-антюриста называется «Азербайджан и армянский вопрос на Кавказе».

Начиная со слов  о том, что современная историческая наука считает древнейшим государством на территории Азербайджана – Манну(правильно-Манна-С.С.), существовавшую в X-VIII веках до н.э., не приводит ни одного автора, или документ, который бы говорил об этом «факте», и , и не смущаясь, в том же духе продолжает: «Однако часть современных исследователей считает не вполне верной распространенную в исторической науке концепцию о том, что название «Азербайджан» произошло от  «Атропатена», которое берет свое начало от имени сатрапа Малой Мидии Атропата (IV в. до н.э.). Традицию приравнивания Атропатены- Азербайджана к личным именам заложил античный историк Страбон, хотя доподлинно известно, что Азербайджан!!?  присутствует в древних источниках еще задолго до появления на свет Атропата и его современников. К тому же спорно утверждение, что «Атропат» является личным именем человека, поскольку так называли и верховных зороастрийских жрецов. Принято считать, что слово Атропат происходит от авестийского Atərəpāta — буквально «хранитель огня» с добавлением пехлевийского суффикса — используемого для формирования топонимов. Путаница с Атропатеной — Азербайджаном, возможно, произошла из-за неверного произношения имени мидийского правителя Ад(з)урбада (или Арбака), которого в греческой традиции называли Атропатом». Конец цитаты.

Где и насколько задолго упоминается «Азербайджан»-ни слова.  Отметим, что иранская историографическая мысль далеко не согласна с отождествлением этих двух топонимов.  Иранский исследователь Энаят-Олла Реза(1920-2010) , в своем труде  «Азербайджан и Арран» (17) считает, что страна, которая  называлась «Азербайджанской Республикой», а затем «Азербайджанской Советской Социалистической Республикой», в древности именовалась «Албания». Древние историки и географы, упоминавшие эту страну, четко отличали  «Азарбайджана» от  «Атропатены».

Для прояснения проблемы, прежде всего, рассмотрим историю возникновения названия Азарбайджан.
Реза   на суд читателей представляет  точку зрения известного  ученого  Ахмада Касрави-Табризи(1890-1946),  который писал: «Это название (т. е. Азарбайджан) на протяжении двух тысячелетий являлось одним из наиболее популярных иранских топонимов и в каждую эпоху олицетворяло важные исторические события. В книгах, написанных на персидском языке, известны все формы этого слова: Азарбайджан. Азарбайган, Азарбадаган. Фирдоуси употребляет форму Азарабадаган. Таким образом, страна, принявшая имя Атурпата, стала называться Атурпатакан, а в дальнейшем — Азарбадаган, Азарбайган. Арабы, из-за отсутствия звука (г)  в их языке, назвали эту страну Азарбайджан, которое теперь и употребляется повсеместно. Что же касается перехода интервокального (-д-) в (-й-), то следует отметить, что это развитие свойственно юго-западным иранским диалектам, в том числе персидскому языку. Этот вопрос также рассматривался А. Касрави: «В Азарбайджане звук (д) часто произносился как (й). Это мы видим в самом названии «Азарбайджан», ранее выступавшим в виде «Атурпатакан», а также в случае слова «Маян», которое, без сомнения, берет начало от «мадан» (мидийцы )    По мнению исследовательницы Ширин Хантер, искажённое понимание многими азербайджанцами подлинного характера культурных, этнических и исторических связей между Ираном и Азербайджаном связано с наследием, оставшимся современной Азербайджанской Республике от «советской практики исторических фальсификаций» — к таким историческим мифам она относит, в частности, представление о существовании в древности единого азербайджанского государства, включавшего бо́льшую часть территории нынешнего северного Ирана, которое оказалось разделено на две части в результате российско-иранского сговора(18).

Отметим, что географически Атропатена занимала территорию современного северо-западного Ирана,  практически совпадающей с иранским Азербайджаном. В древности эта территория входила в состав Мидийской державы, а позднее после восстания персов и захвата ими Мидии вошла в состав Ахеменидской империи. Правда,  тогда она еще не имела особого названия и не выделялась из общей массы мидийских земель. Чуть позже на этой территории было создано государство и оно получило название Атропатена (иранские варианты — Атурпаткан, Атурпатакан). И прежде чем перейти к этнической истории поговорим немного о политической составляющей. Государство тут возникло  в 300-х годах до н.э. Во время завоеваний Александра Македонского персидской провинцией Мидия управлял сатрап Атропат (Атурпат). Он быстро сообразил к чему идет и добровольно признал власть македонян. В результате сохранил жизнь, и даже власть. Однако при первом разделе наследия Александра он был смещен со своего поста, но все же сумел сохранить за собой северо-западную часть провинции, которую стали называть Мидия Атропатена, то есть, Мидия Атропата.

В дальнейшем слово «Мидия» отпала,  и область стала называться просто Атропатена.  Это было независимое государство, почти 300 лет (с 323-его до 223 гг до н.э, и с 190-ого до н.э. по 20 год н.э.),   хотя формально и считалась частью империи Селевкидов, а после их падения и вовсе стала полностью самостоятельным. Наследие македонян было солидным, и Атропатена занимала достаточно большие территории, но в начале II века до н.э.,  в войнах с Арменией потеряла значительную часть северных территорий. Здесь трудно сказать завоевали армяне коренные территории Мидии или отвоевали свое(3).  Мидия ведь была большой империей,  и Армения также входила в ее состав. Как указывалось ранее, историки и географы древности, в том числе Страбон,  Арриан и Иосиф Флавий считали Атурпатакан частью Мидии и называли его Мидией- Атропатеной. В.В.Бартольд также считал Атурпатакан неотъемлемой частью Мидии (4). Его название приводится в ряде пехлевитских текстов, в том числе в «Книге деяний Арташира, сына Папака» . Предполагается, что в сасанидский период термин Малая Мидия,  или Мидия-Атропатена употреблялся уже в сокращенном виде – Атурпатакан,  и обозначал нынешний Иранский Азарбайджан, а название Мидия относилось к территории южнее него. В указанной «Книге…» повелитель курдов называется «Курдан-шах (царь курдов) мидийский»: «Затем (Арташир) собрал все войско Забула и направился сражаться с Курдан-шахом мидийским». Скорее всего и то и другое — и свое отвоевали, ну и чужого прихватили. Страбон точно перечисляет потери Атропатены в этой войне — восточный Васпуракан ( на восток от озера Ван), Каспиана и Фавнитида. Кстати, Уртисхена (Арцах) в этот список не входит(18). Далее ничего особенного в истории Атропатены не происходит.

В союзе с Великой Арменией и Понтом Митридата,  она воюет против Рима и Парфии. После поражения Армении, которая была ведущей силой в этом союзе,  теряет независимость и входит в состав Парфии, хотя формально считается отдельным царством, но в Парфии таких было много(19). После крушения Парфии и прихода к власти в Иране династии Сасанидов и вовсе полностью теряется даже видимость независимости и Атропатена становится рядовой провинцией Персии. В VII — VIII веках эту область завоевывают арабы и объединяют в единую провинцию вместе с Кавказской Албанией под названием Адорбайган или Азербайджан.  Это не смена названия, а просто арабский вариант произношения персидского названия Атурпатакан.

И надо понимать, что  азербайджанцы, чьи предки в это время, и до 11 –ого века, ещё бегали по степям Монголии, или по барханам пустыни Такла- Макан,  тут ни при чём. Кстати, в академических исследованиях армянских историков нет и намека на искажение истории «соседних народов, в том числе истории азербайджанского народа», как на это сетует «академик» Мехтиев. Серьезный товарищ из администрации Алиева, совсем недавно «получивший под зад» пашаевским кланом Железной Мехрибан.  Ибо дело не в «искажении», а в отсутствии этнического понятия «азербайджанец» на территории, где никогда не было «Азербайджана». Общеизвестно, что до второй половины 1918 года вообще не существовало какого-либо понятия или формирования под названием «Азербайджан»,  вне северо-западной области Ирана. Само название было украдено у Иранского Адарбайгана (древняя Атропатена) и дано лжегосударственному мусаватистскому формированию, искусственно порожденному пантюркизмом в прикаспийских степях юго-восточного Закавказья.

В нем фигурировал пришлый элемент, именуемый в  российских царских (XIX в. — начало XX в.), а затем и в советских документах «татарами», «кавказскими татарами», «тюрками»,  и лишь с конца 1930-х годов названный «азербайджанцами». Затем это формирование прошло определенные стадии «идеологической» «паспортизации», и в этом процессе в советском Азербайджане создавалась лжеистория «азербайджанского народа». Одновременно самым кощунственным образом фальсифицировалась история и разрушалось историческое наследие армянских областей Нахиджеван, Арцах и Утик — Восточных краев Великой Армении, а также собственно Алуанка (на левобережье Куры). Азербайджанские горе- историки, следуя псевдонаучным директивам советских органов, разворовывали также историю Атропатены — северо-западной области Ирана с целью аннексии Иранского Адарбайджана. Название Атропатена (в армянских источниках — Атрпатакан) — не этнического происхождения. И наконец, повторимся: согласно Страбону, оно происходит от имени последнего ахеменидского военачальника Мидии Атропата, провозгласившего себя царем в Атропатийской Мидии, издревле населенной иранскими племенами.

Все, что нами было сказано выше, свидетельствует о следующем: во-первых, Атурпатакан- Азарбайджан всегда являлся неотделимой частью Ирана, во-вторых, Кавказская Албания в ходе истории была совершенно отдельной от Атурпатакана страной с собственной культурой и национальной идеологией, и, в-третьих, население Азарбайджана принадлежит к числу иранских народов. Несмотря на изменение лингвистической картины края, население оставалось всегда тем же. «Если хорошенько вглядеться в историю — во все ее этапы: периоды Ахменидов, Александра Македонского, Селевкидов, Аршакидов и Сасанидов, — писал покойный А.Касрави-Табризи, — то увидим, что в течение всего этого времени не было ни одного исторического события, могущего повлечь за собой изменение демографической картины Азарбайджана»(19).

Фальсификаторам истории Армении всех мастей хотелось бы напомнить слова известного русского историка Сергея Глинки о священной горе Арарат — Масис: «На вершинах гор Армянских и по преданиям Библейским, и по преданиям народным остановилась вторая колыбель рода человеческого», а также Джорджа Байрона: «…в Армении был расположен рай… в Армении вода потопа первой спала и сел голубь».  И да, в период арабского владычества в его состав арабской провинции Азербайджана(19) входила и часть Армении, которую арабам удалось отвоевать у Византии, но с восстановлением в IX веке Армянского царства Багратидов эти территории вернулись в состав Армении. Ну и дальше, вплоть до сегодняшнего дня, никаких независимых структур на этой территории не было. Мелкие ханства, княжества и провинции входившие в состав крупных империй. Только в 1918 году в северной части Азербайджана было создано новое государство. Слишком далеко углубляться не будем, потому что достоверных сведений нет. Да, господа ризваны, в  конце второго тыс. д.н.э. на этой территории существовало государство Манна, а не «Манну»,  но кто его населял неизвестно. По мнению большинства исследователей,  это были кавказоязычные народы хуррито-урартского круга.

Определенность наступает с приходом на эти территории ираноязычных мидийцев в начале II тыс. д.н.э. Иранцам довольно быстро удается ассимилировать местные племена и с этого времени можно говорить, что в Атропатене живут ираноязычные народы, но не один, а много. Их перечисление есть у Страбона. Он называет кадусиев, амардов, киртиев, тапиров и говорит, что были и другие. Интересно, что ко времени Страбона на территории Атропатены сложился и общий язык, который использовался для межплеменного общения — среднемидийской, а в средние века из него вырос язык азери. И среднемидийский и азери,  это индоевропейские языки относящиеся к иранской группе. То есть можно сказать, что вплоть до XI века население Атропатены- Азербайджана было иранским и говорило на иранских языках. Подтверждает это персидский историк X века Масуди: «персы — это народ, населяющий горы Махат и Азербайджан,  вплоть до Армении и Аррана.  Все эти земли были когда-то единым царством с одним царём и одним языком, хотя язык немного отличается.

Существуют различные языки, такие, как пехлеви, дари, азери и другие персидские языки. Все меняется только  с XI века. В этот регион приходят с востока тюркские племена, а с нашествием монголов их численность резко увеличивается. Начинается постепенная ассимиляция местных иранских народов Азербайджана и кавказских народов на севере Азербайджана, бывшей Албании».  К XV — XVII на территории бывших  Атропатены и Албании складывается единый этнос, который сейчас называют азербайджанцами.  И наконец, обратимся к такому уважаемому изданию, как История Востока. Том. I. Восток в древности. М: Вост. лит., 2002.

«В первые века I тысячелетия до х.э. в евразийских степях на базе развития скотоводческо-земледельческого и пастушеского хозяйства сформировалось кочевое скотоводство и распространились кочевые племена, в большинстве говорившие на языках «иранской» группы, ее восточной, или северной, ветви. Из них племена киммерийцев и скифов проникали и в Переднюю Азию (а часть вторгавшихся туда скифов позже вернулась — или не раз возвращалась — обратно в степи Европы).

Обе группы племен были близки по бытовому и социальному облику, применяли неизвестные ранее в Передней Азии методы конно-стрелкового боя, «скифские» (или, как их называли в Месопотамии, «киммерийские») стрелы и луки. Киммерийцы и скифы сыграли большую роль в истории Ближнего Востока конца VIII — начала VI в. до х.э., воевали или входили в союз с Урарту, Ассирией, Лидией и другими странами, а также друг с другом (видимо, именно скифы между серединой 630-х и 620-х годов положили конец преобладанию на севере Передней Азии киммерийцев, в конце VII или начале VI в. окончательно разбитых лидянами).

Они совершали дальние грабительские походы по территории многих стран Передней Азии — вплоть до Эгейского побережья (киммерийцы) и границ Египта (скифы), но имели и более постоянные места обитания, где закреплялись прочнее, в том числе в Центральном Закавказье и в Северо-Восточной Малой Азии (часть ее и позже у некоторых восточных народов называлась по имени киммерийцев; а племена скифского происхождения сохранялись в обеих названных областях до ахеменидской эпохи либо даже позже; в Малой Азии, очевидно, находилось и Скифское царство, известное по библейским данным начала VI в. до х.э.). Вместе с тем их группы или отряды часто находились также в союзных странах; известно о длительном пребывании скифов в Манне (а затем и в Мидии); очевидно, проникали туда и киммерийцы. Базируется всё сказанное, в том числе и  на двух основаниях — генетике и антропологии иранских и кавказских народов.

Cтаршый научный сотрудник ИЧКР им.В.Б.Арцруни Саркис Саркисян.

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)