Рубен ИШХАНЯН: КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В АРМЕНИИ БОЛЬШЕ НЕТ

Беседовала Валерия ОЛЮНИНА

Рубен Ишханян – писатель, директор издательства «Оракул», член Русского ПЕН-центра. Родился в 1986 году в Ереване. Окончил Российско-Армянский (Славянский) Государственный Университет, затем учился в магистратуре Российского Университета Дружбы Народов (РУДН). Является GPR-специалистом (специалистом по связям с общественностью в государственном секторе). В 2019 году издал книгу Владимира Познера «Прощание с иллюзиями», а также Соломона Волкова «Диалоги с Владимиром Спиваковым» в переводе на армянский язык. Областью его интересов является экономика, историческая социология, философия. Сотрудничает с Фондом Михаила Прохорова, с Институтом Перевода, с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в РФ, с Редакцией Елены Шубиной и издательством АСТ. Его приглашают на международные форумы и конгрессы как эксперта в области литературы и культурной политики.

— Рубен, тебя прежде всего знают как издателя и писателя. Хочу начать разговор с вопроса, чем отличается сегодня отношение к книге в России и Армении?

— Недавно на сайте журнала «Книжная индустрия», редактором которого является замечательная Светлана Зорина, вышла моя статья под названием «Десять предположений о литературе после коронавируса». Я не разделяю Россию и Армению, а рассматриваю все страны вместе. Мы живем в мире, где есть общие проблемы, они касаются в том числе будущего культуры. Интернет актуализировал в экономике такие темы, как поведенческая экономика, рациональное и иррациональное мышление, скорость принятия решений. Популизм и патернализм привели к идее создать условия, при которых общественность согласится не вмешиваться в политику. Этим условием может стать введение базового дохода. Автоматизация и роботизация не в отдаленном будущем вытеснят человека с рынка труда. И это все напрямую будет влиять на свободу слова и творчество писателей, покупательскую способность читателей и их желание читать и развиваться, а также изменит форму существования самой литературы. Скорее всего писатели в скором времени превратятся в сторителлеров (рассказчиков) в сугубо маркетинговом смысле. Развитие цифровых технологий будет вытеснять бумажную книгу. Чтение бумажных книг станет элитарным и доступным только привилегированной группе общества. Мы уже видим, как стоимость бумаги увеличивается, тираж уменьшается, цена на книгу растет. Так что будущее литературы меня не радует, увы. Как не радует все происходящее в мире.

— Ты не раз говорил, что Армения – не рай для творческих людей, подразумевая, насколько тяжело талантливым людям пробивать себе дорогу. Ты и сейчас так считаешь или твое мнение изменилось?

— В Армении не существует меритократии, и наша страна – не рай для творческих людей. В характере армян есть одно качество, о котором прекрасно написал О.Туманян в своем четверостишии «Тесак и пила». Он говорил: «Не будь сквалыгой, как тесак: Себе, себе и только так, Но как пила, радей вдвойне: Себе и мне, себе и мне». Это наша армянская черта – «только себе», которая проявляется на разных уровнях – как в общественном, так и в политическом. Деньги – себе, помощь – себе, слава – себе. А что взамен можем предложить другому?! Только слезы, скорбь, боль, жалость? Кто их возьмет? Да, армяне говорят «цавдтанем» (возьму твою боль). Но это только слова. Никому чужая боль не нужна, своей хватает. Тогда, может быть, хватит примерять на себе роль бедного родственника?! Как мир должен обращаться к бедному родственнику? С жалостью и, вместе с тем, с пренебрежением, столь характерным в отношении к слабым. Россия так и обращается с нами. Не русские едут в Армению за заработком, а армяне едут в Россию. Не Россия покупает газ, а Армения приобретает у России и постоянно просит о снижении цен. Не армянские войска стоят на российских границах, а у России есть военная база в Гюмри. А что у Армении есть в России? Большая диаспора. Неофициально в России проживает около трех миллионов армян, которые, скажем так, неплохо устроились и помогают своим родным в Армении. Армяне в России также не избавились от своей эгоцентричности. У них нет политического мышления. А ведь важен диалог. Только благодаря диалогу можно добиться успеха. Пока этого не происходит. И я не вижу стратегических шагов, которые могут что-то изменить.

— Рубен, ты сделал немало проектов на международном уровне. И собирал вокруг себя команду, которая помогала реализовывать твои же идеи. Как ты собирал людей?

— Те проекты, которые я смог сделать, должны были проходить на государственном уровне или при официальной поддержке, однако, с 2018-го года все изменилось. Изменились и российско-армянские отношения. На реализацию российско-армянских проектов больше не выделяются финансы из государственного бюджета. А официальные лица твердят: «Ты же все равно сделаешь!». Или приводят резкий аргумент, что в стране изменилась ситуация. Ведь это и понятно. Бархатную революцию в Армении финансировала не Россия, а кто платит, тот и заказывает музыку. Мне повезло, вокруг меня собрались люди, которые вдохновлялись моими идеями, понимали важность проектов для Армении и ее имиджа в русскоязычном мире, помогали, чем могли. Однако, все было не так гладко и идеально. Среди тех, кто был рядом со мной, оказались и люди, которые желали вставить палки в колеса. Не получилось. Но они скорее исключение из правил. Представители творческих профессий в большинстве случаев — люди, которые будут работать за идею, исходя из любви к родине, ставя морально-нравственные чувства превыше финансов. Армения окружена вражескими странами, и армяне a priori являются воинами. Надо будет — возьмем оружие и станем сражаться до последнего. В мирное время творческие люди сражаются, используя их самое главное оружие – талант. Культура – основа мягкой силы. И правительству следует поощрять деятельность представителей культуры. Без государственной поддержки в бедной стране творческие люди просто не смогут существовать. Обратной же стороной мягкой силы, как известно, является жесткая сила, а значит война. И в случае информационной войны мы без культуры проиграем.

— Ты защитил магистерскую на тему «Имидж России в Армении: реалии и перспективы». И говорил, что вхождение третьих игроков в российско-армянское поле будет менять качество отношений. Здесь идет речь о комплиментарности, ну, скажем, в рамках христианской парадигмы, или можно говорить о самых неожиданных «треугольниках», «многогранниках»?

— Сейчас происходит реконструкция мирового порядка. Процесс этот начался не вчера, не завтра закончится. Во многих странах уже случилась цветная революция. И Армения не осталась в стороне. Цветную революцию в целом нужно рассматривать в свете развитий идей графа Рихарда Николауса фон Куденхове-Калерги (1894-1972) о создании Панъевропейского Союза (1922), который считал, что Шестая Европа простирается так далеко на Восток, насколько далеко распространяется демократическая система. Понятие «Европа» Куденхове-Калерги использовал в широком цивилизационно-культурном смысле, а Панъевропейскую федерацию рассматривал как шестой проект европейского объединения после империй Александра Македонского (эллинской), Юлия Цезаря (римской), Карла Великого (германской), Иннокентия II (папской), Наполеона I (французской). К Европе Куденхове-Калерги причислял и Россию, считая, что она временно отделилась от европейской демократии и что в будущем культурные границы между Европой и Азией будут проходить даже не по Уралу, а по Алтайским горам, и Европа будет простираться до Китайской и Японской империй и Тихого океана. Прошло с тех пор сто лет. Мы подходим к очередной стадии в трансформации мирового порядка. И не все может сложиться так, как предполагалось и хотелось бы европейцам. В этом многогранном мире ты до сих пор хочешь говорить про российско-армянские взаимоотношения без учета иных акторов?!

— Ты говоришь, что происходящее напрямую связано с желанием ЕС распространить свою гегемонию на все страны, включая Россию. Какой ты видишь ситуацию России в мировом масштабе?

— Твой вопрос кажется мне очень важным и глобальным, но я попытаюсь ответить кратко, не претендуя на истину. Думаю, сегодня мало кто может рассуждать о будущем геополитики и верить, что все так и будет. Ситуация же с коронавирусом внесла еще больше непонимания. За последние десять-двенадцать лет мир очень сильно изменился, как и изменился мировой порядок. Об этом прекрасно пишет Адам Туз в своей книге «Крах», изданной на русском языке в этом году. Он признает, что Америка после экономического краха 2008 года проиграла сражение за мировую гегемонию, а финансовый кризис окончательно создал впечатление катастрофы — наступила суровая историческая развязка. Сейчас наступило время новой развязки. Из-за коронавируса происходит раскол внутри ЕС. Италия является ярким примером причины данного раскола. В сборнике статей «Россия в меняющейся международной системе», изданном одним из крупных британских издательств PalgraveMacmillan в 2020 году на английском языке, поднимается следующий ключевой вопрос: какова роль России в нынешней международной системе, которая недавно стала переходить от Севера к Югу? Отношения России с Китаем играют ключевую роль в этих изменениях. У России и Китая есть общие интересы — БРИКС, ШОС, Большая двадцатка. Конечно же, в экономическом и финансовом плане Россия уступает Китаю, но Китай не стремится к политической гегемонии, его устраивает быть лидером в финансовом и экономическом плане, по крайней мере, пока еще. Очень важным в будущем для России будет вопрос отношений с бывшими странами советского союза. И если с Арменией у России были и будут хорошие отношения, то с Украиной и Грузией, а также с прибалтийскими странами — большой вопрос.

— Мне кажется, что Армения как часть русскоязычного пространства в последние годы потеряла прицел. Поскольку книжный рынок, фонды и руководство толстыми журналами попало, мягко говоря, в руки непатриотического крыла, а порой и тех, кто откровенно ненавидит русский народ и все то, что он созидает, молодые литераторы Армении часто просто искали конъюнктурные пути для публикаций в России. Тут, наверное, уместно процитировать М.Булгакова после написания письма Сталину: «Интеллигент-не значит идиот».

— Я в эти игры не играю и ни к какому крылу не отношусь. Как говорил доктор Самуэль Джонсон: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». К слову «интеллигенция» тоже отношусь сейчас с большой опаской. Той русской интеллигенции, о котором говорил М.Булгаков, к сожалению, больше нет. Она была уничтожена еще в прошлом веке. Мнение, что русской литературой в России руководят русофобы, считаю не обоснованным и клеветническим. Не считаю также Армению частью русскоязычного мира. Сегодня об этом уже поздно говорить. Представители России в Армении за тридцать лет после распада Советского Союза начали терять свои позиции из-за неумения или нежелания работать в сфере мягкой силы (softpower) или нравственной силы (moral power). Россия с трудом занимается культурной политикой и с большой неохотой. И проблема в том, что современная русская культура в первую очередь должна быть интересна самим русским, чтоб затем суметь продвинуть и распространить ее в других странах. Крупные издательства практически не издают авторов из бывших советских республик, боясь, что они не смогут вызвать интереса у потенциальных читателей. НаринэАбгарян и ОванесАзнаурян прошли сложный путь, прежде чем были изданы. Но они русскоязычные писатели. Но то, что армянская переводная литература не издается, проблема не России, а в первую очередь Армении. Армения, будучи колыбелью христианской цивилизации и обладая огромным культурным потенциалом, очень слаба в вопросе продвижения своей культуры и выстраивания международных культурных взаимоотношений. Однако, культурный диалог между нашими странами необходим. Как и в мире нужно бороться за возможность культурного полилога. И если мы будем продолжать воевать между собой, то потеряем время, когда можно было помочь сохранить культуру и искусство.

— Какие проблемы ты видишь в области культурной политики Армении? Что не делает Армения, но следует работать в этом направлении?

— В Армении культурной политики больше нет. У нас после «бархатной революции» нет министерства культуры. Я слежу за деятельностью Азербайджана в России и сравниваю с тем, что делаем мы. Ни для кого не секрет, что многие российские культурные деятели «кормятся» у известных азербайджанских предпринимателей. Более того, некоторые просто исходя из дружбы с ними отказываются приезжать в Армению, я уже не говорю про желание поехать в Нагорный Карабах. Те, кто рядом с нами, в «кормушке» не нуждаются. И слава Богу. Но мы и не спешим благодарить, принимая их отношение как должное. Это и Владимир Познер, и Владимир Спиваков, и Любовь Казарновская, и многие другие. Их всех с Арменией связывает личная история. Таких людей много, но на личных контактах далеко не продвинешься. А где правительство, где наши богатые армяно-российские предприниматели, чем они заняты, чего ждут?! Ждут, что Россия заговорит с нами на равных, когда мы только и делаем, что ждем и просим?!  Этого, увы, не произойдет. Россия не доверяет официальным представителям нашей страны. А не доверяет, потому как мы играем двойную, может и тройную игру. Только Россия хорошо знает Армению, у нас общая история. И понимает, что взгляды государства и народа могут не совпадать.

— Кстати, вызывает ли у тебя отторжение слова «советское армянское кино», «советская армянская литература», Советская Армения?

— У меня прошлое не вызывает эмоций. Я не могу ностальгировать по стране, о которой знаю лишь из книг и рассказов близких. Для меня это часть истории. Не долгая, не такая далекая. Я не согласен с мнением, что Советский Союз и коммунизм были благом. Меня раздражают люди, ностальгирующие по прошлому. Желание вернуть прошлое — деградация, шаг назад, регресс. Но я также против тех, кто живет «здесь и сейчас». Не знают прошлого, не думают о будущем, не задаются вопросами. У меня на столе сейчас лежит книга Иэна Морриса «Почему властвует Запад… По крайней мере, пока еще». Эта книга охватывает период с 10800 года до н.э. по 2010 год н.э. Эта книга помогает посмотреть на цивилизацию глубже и с разных ракурсов. Люди должны научиться мыслить шире. Советская Армения – это часть нашей истории, которая продлилась меньше века. XX век из-за насыщенности событиями был долгим и коротким одновременно. Надо помнить, знать и двигаться вперед, пытаясь сделать мир лучше.

https://www.golosarmenii.am/article/104838/ruben-ishxanyan-kulturnoj-politiki-v-armenii-bolshe-net?fbclid=IwAR1h4gLrr97nMV9QtDyngoGg9tcAQ_mRi136mp3CJ-Z0kzDnSa-QRCnHrPk

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)