Пшик от Пашиняна: как в Армении оценили итоги встречи в Москве по судьбе Карабаха

 

12.01.2021У премьер-министра Армении Никола Пашиняна диагностировали COVID-19

Трехсторонняя встреча лидеров России, Армении и Азербайджана в Москве завершилась подписанием нового заявления, направленного на «раз-витие региона». Какие настроения преобладают в армянском обществе по итогам переговоров, рассказал колумнист «ПолитЭксперта» Рубен Маргарян.

Первая реакция армянской общественности на договоренности — кри-тическая. Тут два аспекта. Первый: в создавшейся ситуации что бы Пашинян ни заявил, воспринято это будет в Армении преимущественно негативно. От этого никуда не денешься с учетом провала его правительства практически по всем заявленным ранее направлениям: от обещаний экономического взле-та, судебных реформ и мероприятий по борьбе с пандемией до грозных заяв-лений о победе в войне. Многие уже не верят, что от премьера можно ожи-дать чего-то полезного, и объективно государство нуждается в новом лидере. Только вот сам Пашинян, несмотря на массовые протесты, уходить пока не намерен, а конституционный путь его отстранения затруднен.

Вторая причина многочисленных критических комментариев более конкретна: Пашиняну не удалось решить вопрос возвращения всех пленных и удерживаемых лиц. Это сегодня для Армении приоритет, и сам премьер перед визитом подчеркивал, что именно этот вопрос будет ключевым в его повестке московских переговоров.

Хрустальные мечты и обманутые приоритеты

Необдуманными заявлениями Пашинян подливал масло в огонь. Ведь никто не тянул за язык его пресс-секретаря Мане Геворгян говорить перед визитом, что, если не решится вопрос с пленными, в Москве не будет подпи-сано ничего. Как видим, вышел пшик: с пленными вопрос не решен, а заяв-ление о разблокировке транспортных коммуникаций, о строительстве новых коридоров тем не менее подписали.

Очевидно, что именно этот вопрос в отношениях с Ереваном был прио-ритетом для Баку. Наладить через южный регион Армении Сюник автомо-бильную и железнодорожную связь между Азербайджаном и его Нахичеван-ской автономией, которая непосредственно граничит с Турцией, — хру-стальная мечта азербайджанских и турецких стратегов. Как нередко говорят в Армении, «замкнуть пантюркистский пояс».

При реализации оговоренного плана многое подвисает в воздухе. Да, можно рассчитывать, что строительство новых коммуникаций и разблокиро-вание старых при поддержке России приведет к активизации экономической жизни, повышению уровня стабильности и безопасности региона. Но в слу-

чае резких геополитических катаклизмов не исключено — коридор между Азербайджаном и Турцией может стать и удобным плацдармом для даль-нейшей экспансии в Армению. И даже если считать, что прямой коридор рисков никаких не несет, республика получит бесперебойную железнодо-рожную связь с Россией и, говоря словами Пашиняна, все это «серьезно из-менит экономический облик региона и повысит инвестиционный потенци-ал», факт в том, что приоритет Алиева обрел реальные очертания, а приори-тету Пашиняна приходится ожидать лучших дней.

Судя по сообщениям о двусторонней встрече Пашиняна и Путина, рос-сийский лидер поддержал позицию Еревана по военнопленным, за что пре-мьер Армении выразил ему благодарность. Тем не менее Алиев остался не-преклонным: он придерживается мнения, что лица, попавшие в плен после совместного заявления о прекращении огня, не военнопленные, а диверсан-ты, которых будет судить азербайджанский суд. Возможно, Алиев изменит эту позицию. Если будет уверен, что строительству нужных ему коммуника-ций ничто не угрожает.

Подсластили пилюлю

Кажется, Владимир Путин во вступительном слове стремился подсла-стить Пашиняну горькую пилюлю, чтобы тот не выглядел совсем проиграв-шим. У Москвы нелегкая задача: так продвигать процесс урегулирования, чтобы не обидеть ни одну из сторон. Точнее, чтобы обид на Россию у обеих сторон было по возможности меньше. И Путин подробно говорил о том, как налаживается жизнь в Карабахе, как люди возвращаются в свои дома, как проходит разминирование и так далее. Отметим его слова о том, что россий-ские миротворцы введены на линию соприкосновения по просьбе армянской и азербайджанской сторон, а также то, что Россия находится в постоянном контакте с сопредседателями Минской группы ОБСЕ: Францией и США.

А ведь Алиев вообще намерен закрыть минский процесс. Он неодно-кратно заявлял, что после войны вопрос статуса Арцаха фактически снят. Во время последнего визита в Баку французского и американского посредников президент Азербайджана говорил с ними как с нашкодившими школьниками и разве что не поставил в угол.

И вот Путин говорит, что Россия все свои шаги предпринимала в рам-ках наработок Минской группы. В число этих наработок, напомним, входит и принцип самоопределения народов, на основании которого предлагается утвердить окончательный статус Нагорного Карабаха. Путин подчеркива-ет: «Мы продолжаем регулярно сверять с председателями Минской группы наши действия». Алиеву это вряд ли понравилось. Но как дипломат с боль-шим стажем он понимает, что оппоненту тоже надо что-нибудь дать. Так или иначе, в Армении преобладает мнение, что переговоры в Москве стали сви-детельством очередного унижения Пашиняна Алиевым….

Источник: https://politexpert.net/229037-pshik-ot-pashinyana-kak-v-armenii-ocenili-itogi-vstrechi-v-moskve-po-sudbe-karabakha

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)