РЕЖИССЕР НА ВСЕ ВРЕМЕНА

В ереванской библиотеке им. А. Исаакяна состоялась презентация книги «Фрунзе Довлатян. На излете оттепели». Авторы издания — российский журналист, писатель, ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований имени В.Б.Арцруни  Валерия ОЛЮНИНА и архитектор, журналист, художник Павел ДЖАНГИРОВ.

Фрунзик спас Фрунзе, или Эпоха Довлатяна в армянском кино

 В БЕСЕДЕ С КОРР. «ГА» ВАЛЕРИЯ ОЛЮНИНА ОТМЕТИЛА, что книга задумывалась как продолжение серии биографий деятелей армянской культуры, внесших свой вклад и в культуру российскую. «Предыдущая — «Львы Мологи. По русским следам Александра Таманяна» была посвящена российскому периоду жизни и деятельности гениального архитектора Александра Таманяна. Герой новой книги — замечательный режиссер, актер, педагог и общественный деятель Фрунзе Довлатян. Он творил в эпоху, когда стремительно менялись время и люди и все это запечатлевалось на кинопленке в мировоззрении Довлатяна, ученика прославленных мастеров ВГИКа Сергея Герасимова и Тамары Макаровой», — cказала В.Олюнина.

Авторы этого замечательного издания изучили и осмыслили большой объем материалов на русском и армянском языках, встречались с друзьями и родственниками Довлатяна. К счастью, сохранились огромный личный архив режиссера, с которым они работали в Москве и в Ереване, его фильмы, фильмы других режиссеров, у которых Довлатян снимался как актер, и документальные фильмы . В итоге книга получилась интереснoй и познавательной как для профессионалов, так и для рядового читателя, влюбленного в кино.

Довлатян получил образование в Москве, снял там два фильма о молодежи, имевшие колоссальный успех. Вернувшись в Ереван, обозначил фильмом «Здравствуй, это я!» новую точку отсчета в армянском кино, где талантливо проявили себя русские актеры Ролан Быков и Маргарита Терехова. Он открыл дорогу на всесоюзный экран выдающемуся актеру Армену Джигарханяну, без которого трудно представить российское кино и театр. Высвобождение творческих, интеллектуальных и душевных сил народа способствовало росту национального самосознания и появлению новых тенденций в литературе и искусстве. Книга о Довлатяне писалась в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, и не случайно в повествовании об излете хрущевской оттепели присутствует и военная тема.

В ереванской библиотеке им. А. Исаакяна состоялась презентация книги 'Фрунзе Довлатян. На излете оттепели'

САМ ФРУНЗЕ ВАГИНАКОВИЧ В ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ в 1943 году снялся в патриотической картине основоположника армянского кинематографа Амо Бек-Назарова «Давид-Бек». Это эпическое полотно о национально-освободительном движении армянского народа против персидского владычества в XVIII веке, в котором он исполнил роль внука мелика Мансура. Даже в годы войны в советском кино поднимались темы не только общесоветского настоящего, но и героических страниц прошлого национальных республик. Великая Отечественная в лентах режиссера Фрунзе Довлатяна проявлялась трагическим лейтмотивом, как и тема Геноцида армян 1915-1923 годов в Османской Турции. Изживают трагическое наследство войны герои лент «Здравствуй, это я!», «Хроника ереванских дней» с незабываемым Хореном Абрамяном.

Советскому зрителю полюбилась картина Григория Мелик-Авакяна «О чем шумит река», где молодой Фрунзе сыграл роль пограничника Армена Манукяна. Примечательно, что Фрунзе родился накануне Дня пограничника, который торжественно отмечался в стране с 1958 года. Он и сегодня отмечается 28 мая в России и 26 апреля — в Армении. Символично, что и в наши дни армянские и российские пограничники продолжают совместную службу по охране границ Армении. От скромной роли ефрейтора Манукяна до сложного образа Саака Камсаряна в «Одинокой орешине» — путь режиссерского и актерского становления в несколько десятилетий.

«Кинопоэтика Довлатяна от фильма к фильму становилась многослойной, постепенно усложнялось и мировоззрение режиссера, — отметил П.Джангиров. — Вместе со своей постоянной творческой группой, в которую входили выдающийся оператор Альберт Явурян, талантливый композитор Мартин Вартазарян, тонкий звукооператор Ирэн Ордуханян и другие, режиссер говорил уже не только с армянским и советским народом, но и со всем миром. Если же оценить то, что сделано в армянском кинематографе 60-80-х годов прошлого века, Фрунзе Довлатян подчеркнуто выделяется здесь cвоей яркой самобытностью. Чтобы полнее представить киномир режиссера и актера, общественный резонанс на его фильмы, мы включили в книгу некоторые публикации из средств массовой информации того времени, фрагменты профессиональных и общественных обсуждений, справочный материал по фильмографии и использованной литературе».

Несомненный интерес представляют сценарные заявки Довлатяна на постановки, которые не были осуществлены. «Мы пересмотрели десятки газетных и журнальных интервью нашего героя, выбрали из них фрагменты, которые образно передают живую мысль и философию его творческого почерка, и старались, насколько возможно, донести его голос до читателя», — cказала В.Олюнина.

В книге собраны воспоминания о Фрунзе Вагинаковиче его друзей и соратников: кинокритиков Сурена Асмикяна, Левона Григоряна, режиссера Арутюна Хачатряна, оператора Альберта Явуряна, композитора Мартина Вартазаряна, актера Левона Шарафяна и др. Отдельная глава посвящена неснятым фильмам мастера, где помещены некоторые сценарные заявки на постановку новых фильмов. Договор на написание сценария фильма под условным названием «Родосто… Родосто» по произведениям болгарской писательницы Севды Севан на тему Геноцида. Он мечтал поставить и фильм о Мисаке Манушяне.

 У ИЗВЕСТНОГО ФРАНЦУЗСКОГО АКТЕРА, РЕЖИССЕРА И ПРОДЮСЕРА СЕРЖА АВЕДИКЯНА также есть что вспомнить про Фрунзе Довлатяне. Он прислал из Парижа свои воспоминания: «Впервые я встретился с Фрунзе Довлатяном в 86-м, а может, в 87-м году. Это случилось в Париже во время организованного нами фестиваля армянского кино. Он был одним из почетных гостей делегации, приехавшей на фестиваль и представившей его последний фильм. В то время Фрунзе Довлатян был художественным руководителем киностудии «Арменфильм» и старался делать все, чтобы Параджанов и другие кинематографисты имели возможность снимать свои фильмы, несмотря на сложившиеся тяжелые обстоятельства.

Я знал его по фильму «Здравствуй, это я!», который представлял кино СССР в 1966 году на Каннском кинофестивале. Мне очень понравился этот черно-белый фильм с такими замечательными актерами, как Армен Джигарханян, Маргарита Терехова, Ролан Быков, Наталья Фатеева. В молодости я также видел «Братьев Сароянов» — очень сильный фильм, история двух братьев, которые политически и идеологически противостоят друг другу. Сам он сыграл роль одного из них, в роли другого брата также замечательно выступил Хорен Абрамян.

Для показа в Париже его очень сложного фильма «Одинокая орешина», фильма, в котором он пытался затронуть непростые вопросы исторической и сегодняшней Армении, я приготовил субтитры.

Фрунзе всегда привлекали актуальные и деликатные темы, и он использовал свой кинематограф как возможность обратиться к аудитории с чем-то глубоким. Так получилось, что в 1989 году меня вместе с известным французским кинокритиком Сержем Данаем пригласили на Московский кинофестиваль, а затем в Ереван, но советские власти отказали мне в визе, потому что было расследование моих предыдущих визитов. Учитывая, что я поехал без разрешения в Тбилиси и встречался там с Параджановым в 1982 году, я был объявлен персоной нон грата и не мог приехать в СССР, пока в 1991 году Армения не стала независимой.

Чтобы отменить этот запрет, Фрунзе Довлатян и Армен Джигарханян, которые были очень близкими друзьями, решили вмешаться, обратившись непосредственно к Горбачеву. Я знаю, что они встречались с высокопоставленными чиновниками, и затем Фрунзе сказал мне, что, оказывается, я числился в списке армянских террористов. Он меня с этим поздравил, назвав героическим патриотом. Сколько бы я ни говорил ему, что это неправда, что я не имею никакого отношения к терроризму, он мне не верил, все отшучивался: «Конечно! Какой террорист признается, что он террорист?» Мы снова встретились уже после обретения Арменией независимости в 1990-х годах, когда я начал там готовить фильм. Чем больше мы узнавали друг друга, тем больше между нами возрастало взаимное уважение…»

Авторы cчитают, что книга поднимает не только темы исторической, духовной и культурной общности армянского и русского народов, но и содержит в себе надежду на возрождение славных традиций армянского кино, а отношения между Ереваном и Москвой будут только укрепляться

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)