АЗЕРБАЙДЖАН КАК ПЛОЩАДКА БОРЬБЫ МЕЖДУ ИРАНОМ И ТУРЦИЕЙ

Турция - Иран: «Вечное» соперничество?

В треугольнике Азербайджан — Иран — Турция разворачивается сложная политическая интрига. Азербайджанские оппозиционеры утверждают, что спецслужбы Ирана активизировали в Азербайджане антитурецкую кампанию. Действиями спецслужб Ирана якобы руководит представитель духовного лидера ИРИ в Азербайджане Сейед Али Акбар Оджаг Ниджат.

ПО ИНФОРМАЦИИ ОППОЗИЦИОНЕРОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДЖАГА НИДЖАТА не контролируется властями, что создало благоприятную почву стремительного роста числа офисов иранских спецслужб, медресе и мечетей, где подпольно проводятся антитурецкие сборы с участием председателя Управления мусульман Кавказа шейха уль-ислам Аллахшукюра Пашазаде и групп проирански настроенных азербайджанцев.

То, что в ирано-турецких отношениях назревают напряженность и конкуренция за зону влияния, превращая Азербайджан в площадку для борьбы, стало очевидно после скандального заявления Пашазаде. В частности, при непосредственном присутствии Оджага Ниджата Пашазаде выразил признательность духовному лидеру Ирана, подчеркнув, что фетва аятоллы Хаменеи и его заявление «Карабах — это исламская земля» обеспечили Азербайджану победу в 44-дневной войне.

На Пашазаде с резкой критикой обрушился один из главных советников президента Турции, после чего Пашазаде заявил, что основной целью обвинителей является формирование в Азербайджане искусственных межрелигиозных суннитско-шиитских противоречий. В Турции явно разнервничались, и турецкая проправительственная пресса подвергла жесткой критике позицию азербайджанского религиозного деятеля, аргументируя необходимость немедленных реформ в религиозной сфере Азербайджана и установления над ней политического контроля. Также отмечалась важность применения опыта Турции не только в военной, но и в религиозной сфере и создания управления по делам религии, которое будет действовать под контролем официальной Анкары. Пашазаде стали обвинять в антитурецкой деятельности, требуя его незамедлительной отставки.

В послевоенном Азербайджане турецкое влияние стало доминирующим, что, конечно же, не может не беспокоить алиевский режим. Очевидно, высказывания Пашазаде продиктованы властями с целью создать иллюзию усиления иранского фактора и ослабления турецкого влияния в Азербайджане.

Вдобавок внешняя политика Ирана — экспортировать и распространять свою официальную идеологию «исламской революции», концепция которой основана на призыве к исламу, создает для официальной Анкары дополнительные вызовы. Турецкие власти не может не беспокоить влияние Ирана на азербайджанцев-шиитов, а это около двух третей населения страны. Именно в этом контексте имеет смысл рассматривать и поведение Эрдогана на «параде победителей» в Баку, когда он декламировал стихотворение, проникнутое ностальгией по национальному единству азербайджанцев.

У ТЕГЕРАНА В АРСЕНАЛЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТУРЦИИ ЕЩЕ И КУРДЫ, поддержка которых заметно выросла. Иран начал процесс переосмысления своей северной провинции Западный Азербайджан, переселяя курдов в районы проживания иранских азербайджанцев, чтобы «обновить» территориальную единицу. Дело в том, что в северных провинциях Ирана активно разворачиваются пантюркистские организации и первоочередной задачей Тегерана на нынешнем этапе является оградить Западный Азербайджан от турецкого влияния.

Возможно, именно это — подоплека вспыхнувших в Иране демонстраций с активным участием спонсируемых Турцией иранских азербайджанцев, а дефицит воды — всего лишь повод для перепалок. Согласно некоторым источникам, в иранских протестах активно участвовали и турки, подстрекая местных жителей к антиправительственным действиям. Как ответный шаг можно расценивать транспортировку иранскими властями около 300 тысяч беженцев из Афганистана к границе Турции.

Официальный Тегеран, очевидно, будет создавать сложности для Турции на цепочке фронтов, превращая и Азербайджан в площадку для битвы интересов.

Владимир Манукян

Источник: Голос Армении

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)