Российско-японские отношения поставлены «на паузу»

Российско-японские отношения поставлены «на паузу»

 

Эксперты опасаются, что Токио может взять курс на дальнейшее обострение ситуации

22 марта Министерство иностранных дел Российской Федерации заявило, что Москва отказывается от переговоров по мирному договору с Японией. Также принято решение о прекращении безвизовых поездок японских граждан на основе соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами РФ и Японией, и об отказе от максимально облегченного режима посещениях бывшими японскими жителями южных Курил мест своего прежнего проживания. Параллельно Москва вышла из диалога о налаживании совместной экономической деятельность в районе южных Курильских островов и блокировала продление партнерского статуса Японии в Организации Черноморского экономического сотрудничества. Данные действия стали ответом на «недружественные действия правительства Японии». Речь идет, в первую очередь, о присоединении Токио к антироссийским санкциям, поводом к которым стала спецоперация на Украине.

Решение Москвы о фактическом разрыве диалога с Японией вызвало бурную реакцию Токио. Японский премьер Фумио Кисида в своей парламентской речи назвал действия России «неразумными и неприемлемыми». Он также выразил «непонимание» причин столь резких шагов со стороны Москвы. Вместе с тем все достаточно прозрачно: МИД четко заявил, что Москва не намерена продолжать диалог с государством, которое пошло на односторонние и недружественные меры по отношению к России, присоединившись к санкциям.

Опрошенные эксперты считают прекращение диалога по Курилам верным и даже несколько запоздалым решением. «Дело к этому шло давно. В самих переговорах была некая двусмысленность. Японцы настаивали на возвращении островов, Москва же самим продолжением диалога давала им некую надежду. Предыдущие политики прекрасно понимали позицию России, но «играли» в переговоры из-за внутриполитических интересов», — сказал  главный эксперт губернатора Хабаровского края по международным вопросам, японист Владимир Кучук. По его словам, теперь «мирное сосуществование» отложено в долгий ящик, и российско-японские отношения будут развиваться «в канве общих отношений России и Запада».

Схожего мнения придерживается и ответственный за внешние связи в администрации другого дальневосточного региона, пожелавший остаться неназванным. «Понятно, что Япония — оккупированная страна, и вынуждена следовать в фарватере политики США. Но до Кисиды у японских руководителей хватало ума не привлекать к двусторонним отношениям с Россией третьи страны. Политический вес Японии не соответствует японской экономической мощи,  и похоже, премьер Кисида решил взять своего рода «реванш». Во время турне по Азии, он призвал премьер-министра Индии Нарендру Моди и камбоджийского премьера Хун Сена осудить действия России на Украине. По итогам его активности Моди высказался достаточно аккуратно, Хун Сен, по сути, поддержал японскую позицию», — заявил собеседник. По его мнению, жесткая и незамедлительная реакция России связана именно с антироссийской дипломатической активностью Кисиды в Азии.

Председатель правления Сибирского института научно-образовательного сотрудничества и развития Андраник Дереникьян считает, что антироссийская активность японцев не является случайной и не связана исключительно с давлением со стороны США. «Для Японии это своего рода «пробный шар».  Их задача – посмотреть, какова будет реакция на позицию по Украине как в Москве, так и на Западе. Наша позиция была доведена до них незамедлительно. Теперь же им надо выяснить, распространится ли поддержка США и «всего прогрессивного человечества» в свете украинской ситуации на вопрос Курильских островов. Запад взял курс на дезинтеграцию России, и японцы хотят обозначить свои притязания на кусок России», — говорит Андраник Дереникьян.

Научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник считает, что  враждебная позиция Японии по отношению к России сопряжена с серьезными военными рисками. «Япония – главный союзник США на Дальнем Востоке с мощнейшим военным потенциалом. «Силы самообороны» — это современная  армия с развитым флотом, авиацией, ракетным вооружением и ПВО как собственно японского, так и американского производства. В случае принятия политического решения, японцы способны быстро создать и ядерное оружие. Решить вопрос южных островов Курильской гряды они могут и группировкой мирного времени: атака на российские Курилы может быть внезапной, и на нее будет тяжело реагировать как политическими, так и конвенциональными военными методами», — считает Илья Крамник.

По мнению япониста Александры Гудковой, на данный момент японское общество не готово к войне. Однако, считает Андраник Дереникьян, в условиях мирового экономического кризиса, ухудшения социально-экономической обстановки ситуация может измениться, и вопрос так называемых «северных территорий» будет использован для мобилизации японского общества. Тем более, что традиции беспрекословного подчинения – часть не только японской корпоративной, но и древней военной культуры. «Чего стоит только тезис из рескрипта 1882 года, где приказы старших по званию приравниваются к божественному откровению и солдат идет умирать не за нацию,  за потомка богини Аматерасу (императора)», — говорит Александра Гудкова.

https://kavkazgeoclub.ru/content/rossiysko-yaponskie-otnosheniya-postavleny-na-pauzu

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)