ОДКБ не обеспечивает безопасность своих членов

Заседание Совета министров обороны стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) / Пресс-служба Минобороны / ТАСС

Недавнее обострение отношений между Киргизией и Таджикистаном, перетекшее в пограничную войну с полусотней убитых и несколькими сотнями раненых, множеством сгоревших домов и других объектов, оставило после себя много вопросов. Например, такой: как могут два вроде бы серьезных государства (все-таки 70 лет цивилизаторского влияния СССР не должны были так быстро выветриться) устраивать пограничную войну из-за того, что одно из них решило повесить камеры на водозаборе на спорной территории? Есть и другой вопрос, более серьезный и глобальный: а как вообще при таких странах-членах может дальше существовать Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), включающая помимо Таджикистана и Киргизии Россию, Армению, Белоруссию и Казахстан? Блок, как это следует из названия, признан заниматься «коллективной безопасностью» стран-членов. О какой безопасности может идти речь, когда два государства обстреливают друг друга из минометов и БМП?

Конечно, проблемы между странами-членами есть и в НАТО – например, отношения между Турцией и Грецией, периодически балансирующие на грани войны. Однако, во-первых, США успешно удается не допускать перерастания этих противоречий в прямые боевые действия. Во-вторых, кроме турецко-греческого конфликта внутри НАТО нет никаких проявлений враждебности такого уровня – разве что ссоры наподобие недавнего франко-английского скандала вокруг вылова рыбы в Ла-Манше. Все страны признают территориальную целостность друг друга, все готовы прийти друг другу на помощь в рамках механизма НАТО.

В ОДКБ все иначе. Кроме междоусобицы Таджикистана и Киргизии есть и другие трения. Так, Казахстан и Белоруссия поддерживают крайне тесные отношения (в том числе в плане военного сотрудничества) с противником Армении – Азербайджаном. Недавно Александр Лукашенко даже прилетал в Баку и поздравлял главу Азербайджана Ильхама Алиева с «победой над Арменией» – своим как бы союзником по ОДКБ.

Не стоит также забывать, что ни одна из стран – членов ОДКБ – ни полностью зависимая от России Армения, ни позиционирующая себя ближайшей союзницей Москвы Белоруссия – не признали территориальные изменения на постсоветском пространстве, которые произошли при участии России. И если в случае с Южной Осетией и Абхазией это непризнание никак не влияет на работу ОДКБ (обе новые страны не входят ни в организацию, ни в Россию, поэтому возможное нападение на них касается лишь имеющей отдельный договор с ними Москвы), то в случае с Крымом уже влияет. Как можно говорить о коллективной безопасности в ситуации, когда она формально не распространяется на часть территории государства-члена? В случае гипотетического вооруженного конфликта между Россией и Украиной по поводу Крыма странам – членам ОДКБ придется как-то определяться. С высокой вероятностью можно предположить, что определятся они просто: банально останутся в стороне, предоставив России возможность действовать самостоятельно.

И зачем, спрашивается, России такая организация коллективной безопасности?

Ответ очевидный: как организация коллективной безопасности ОДКБ Москве и не нужна. Но дело в том, что вопреки своему названию такой организацией ОДКБ вовсе не является и никогда ею не была. По сути это многосторонний формат, состоящий из суммы односторонних гарантий, – эдакая зонтичная структура, в рамках которой Россия гарантирует безопасность и территориальную целостность стран-членов. В случае нападения турок или азербайджанцев на Армению Еревану от таджикской помощи проку не будет, равно как и Таджикистану от армянской, если к Эмомали Рахмону пожалуют недруги. Не говоря уже о страхах, которые Казахстан, Киргизия и Таджикистан испытывают из-за растущей мощи и возможностей Китая.

Гарантии Москвы нужны не только от внешних угроз и даже главным образом не от них – в рамках ОДКБ Россия имеет право вмешиваться (естественно, по просьбе страны-члена) в случае появления угроз внутренних. Например, исходящих от экстремистских и террористических организаций. И речь не о какой-то благотворительности. С тем же Казахстаном у России тысячи километров незащищенной и необорудованной границы. Армения является единственным оплотом Москвы на Южном Кавказе, не позволяющим туркам и британцам создать санитарный коридор, отрезающий Россию от Ближнего Востока. А Белоруссия представляет собой единственное (наряду, конечно, с Калининградом) сухопутное окно на Запад. Защищая эти страны от внешних и внутренних угроз, Россия защищает сама себя. Ну и параллельно Москва как-то сплачивает страны региона под собственным началом. Хотя и получается довольно вяло.

Да, таджикско-киргизские конфликты или особые отношения Лукашенко с Азербайджаном являются крайне неприятным фактором, портящим имидж ОДКБ. Но на целесообразности ее существования все это не сказывается. Цели у организации другие – отличные от заявленных.

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)