«И РОССИЯ, И АРМЕНИЯ ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ ЧЕРЕДУ ИСПЫТАНИЙ НА ПРОЧНОСТЬ»

Зара ГEВОРКЯН

 

«Уверен, что в новом Большом договоре с Арменией Россия возьмет на себя полную ответственность за судьбу своего партнера», — отмечает в беседе с «ГА» директор Института ЕАЭС Владимир ЛЕПЕХИН.

— Дипломатические отношения Армении и России отметили 30-летний рубеж. Об успехах и достижениях много сказано, но ведь не все было гладко, и не все гладко сейчас?

— Конечно, нельзя сказать, что в истории дипломатических отношений между РА и РФ не было испытаний и драматических событий. Такие испытания имели место, и связаны они были в основном с выступлениями и действиями некоторых политических сил и в России, и в Армении, пытавшихся и пытающихся сегодня вбить клин в отношения между нашими государствами. Так было в 2015 году, когда многие армяне вышли на улицы, протестуя против повышения тарифов на электроэнергию, что многие связывали с экономической политикой российского правительства. Так было и после «бархатной» революции 2018 года в Армении, когда отношения между РА и РФ залихорадило ввиду призывов некоторых армянских радикалов убрать из Гюмри российскую военную базу и взять курс на евроинтеграцию.

— Тогда это не имело успеха…

— Да, армянское общество не поддержало радикалов. В период после революции РА сохранила свое членство в ЕАЭС и ОДКБ и – как показали последующие события – не напрасно. Именно членство Армении в ЕАЭС является сегодня важнейшим фактором обеспечения роста экономики РА и, следовательно, ее суверенного развития. Что же касается сохранения союзнических отношений в области решения оборонных задач, то значение сотрудничества Армении и России в военной сфере отчетливо проявило себя в событиях октября-ноября 2020 года. В ходе агрессии против РА вооруженных сил Азербайджана, Россия поддержала Армению не только вооружениями, но и мирными инициативами. В конце концов, именно Россия остановила военные действия на границе Армении и Азербайджана, после чего российские миротворцы вошли в Арцах, гарантировав жителям республики защиту от возможного насилия со стороны азербайджанских военных.

В то же время нельзя не отметить и такой негативный факт, что некоторые российские (происламские и либеральные) политики в ходе 44-дневной войны 2020 года выступили на стороне Азербайджана. Полагаю, именно они сделали все возможное для того, чтобы Россия проявила определенную нерешительность в первые дни и даже недели 44-дневной войны, если и не нарушив, то фактически дезавуировав статью 3 Большого договора, в которой говорится следующее: «Высокие Договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира или противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и окажут друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на коллективную самооборону…»

— Выходит, Большой договор не такой уж дееспособный?

— Я неоднократно подчеркивал, что в развитие Большого договора между РА и РФ, наши страны должны подготовить и подписать специальный договор о Военном союзе, более четко определяющий двусторонние отношения в вопросах обеспечения безопасности Армении и России и отражения различных внешних угроз по отношению к РА.

Должен отметить, что сегодня проазербайджанское и протурецкое лобби в России ведут активную работу по укреплению отношений РФ с Азербайджаном и Турцией и одновременно – по проблематизации отношений между Россией и Арменией, используя в качестве повода для этой проблематизации факт поражения Армении в 44-дневной войне, а в качестве инструмента – нарастание среди части армянского общества антироссийских настроений.

— Нарастание есть…

— Я понимаю. Настроения эти, полагаю, подогреваются тезисом о том, что Россия, дескать, не смогла защитить Армению во время войны. Между тем, сегодня Россия обеспечивает и финансирует пребывание своих миротворцев в Нагорном Карабахе в сложной для себя внешнеполитической ситуации и стремится выполнять все свои миротворческие обязательства в ситуации, когда почти 40 западных государств ведут против Российской Федерации все более активную гибридную войну. Очевидно также, что, проводя Специальную военную операцию, Россия защищает не только собственные национальные интересы, но также цивилизационные интересы ЕАЭС, членом которого является Армения. По сути, сегодня Россия – единственная страна, которая всерьез противостоит блоку НАТО, членом которого является Турция, и крайне заинтересована в том, чтобы в текущий период времени Анкара сохраняла нейтралитет по отношению к России. Возможно, именно по этой причине в настоящий момент времени руководство РФ не форсирует обновление отношений с Арменией, а также действия, направленные на жесткое противодействие Азербайджану в его экспансии на армянские территории. Напротив, Россия ведет себя как подлинный миротворец, стремясь найти варианты и форматы для разрешения споров между РА и АР посредством диалога.

— Каким вы видите будущее армяно-российских отношений?

— Изначально цивилизационное единство РА и РФ было обусловлено общей христианской историей, в которой русские в какой-то момент времени посчитали важным взять на себя ответственность за судьбу своих армянских братьев в ситуации геноцида в отношении армян со стороны Турции и Персии. В XX веке это единство уже было предопределено общим социокультурным полем в рамках одного государства, и мы помним и чтим, как русские и армяне плечом к плечу с другими народами СССР отстояли независимость СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Сегодня в постсоветском (евразийском) цивилизационном пространстве Армения играет важнейшую роль. Более того, Армении в СНГ отводится ключевая роль важнейшего геостратегического союзника России, фактически оказавшейся в одиночестве в противостоянии неонацизму Запада, НАТО и различным глобальным структурам, стремящимся установить на планете Земля новый миропорядок, в котором не будет места суверенным государствам. В этом смысле и Россия, и Армения в стремлении сохранить свои идентичности закономерно и вынужденно проходят через череду испытаний на прочность. Испытываются на прочность и армяно-российские отношения. Лично у меня нет никаких сомнений в том, что обе страны смогут выстоять в борьбе за свой суверенитет. Могу с уверенностью также сказать, что военная спецоперация против нацизма (и глобализма) на Украине так или иначе закончится победой России. Соответственно, после этой победы укрепление ЕАЭС и сотрудничества государств СНГ совершенно точно выйдет на новый уровень. Что же касается армяно-российских отношений, то и они обретут новое качество.

— В чем будет заключаться это новое качество?

— Новое качество будет заключаться в установлении такого взаимодействия между Арменией и Россией, при котором российская сторона в новом Большом договоре с Арменией не просто подтвердит свою готовность оказать Армении необходимую помощь в случае агрессии против нее со стороны любого государства, но и возьмет на себя полную ответственность за судьбу своего партнера.

https://www.golosarmenii.am/article/161616/«i-rossiya—i-armeniya-proxodyat-cherez-cheredu-ispytanij-na-prochnost»

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)