Прощай, Туркменистан и на пороге третьей карабахской войны

В самом конце ноября турецкий президент Реджеп Эрдоган заявил, что Турция должна стать центром нового миропорядка. Амбициозное, конечно, заявление, но – надо отдать Эрдогану должное: он целенаправленно идет к поставленной цели, все более и более, в частности, усиливая свое влияния в среднеазиатском регионе. То есть, по сути, беспардонно (справедливости ради все же стоит отметить, что без попустительства российского МИД и Кремля, который полностью контролирует его работу, дело не обошлось) претендуя на то место, которое ранее занимала РФ в политической и экономической жизни бывших республик СССР.

Прощай, Туркменистан и на пороге третьей карабахской войны

Очередной победой Эрдогана можно считать и прошедший на днях саммит Азербайджана, собственно, Турции и Туркменистана, по итогу которого стало ясно, что судьба последнего решена. В том смысле, что Туркменистан становится уже неотъемлемой частью «тюркского мира». «Завершение процесса полноправного членства Туркменистана, присоединившегося к нашей организации (Организации тюркских государств – прим. авт.) в качестве члена-наблюдателя в прошлом году, придаст нам большую силу», – отметил Эрдоган в своем выступлении на саммите, добавив, что «принятие Северного Кипра в качестве наблюдателя на Самаркандском саммите также укрепило наше единство и солидарность». При этом Эрдоган не забыл сделать колкость в адрес своего стратегического партнера – России: «С другой стороны, российско-украинская война потрясла безопасность, продовольственную и энергетическую опоры глобальной системы», – подчеркнул он.

Немного странное заявление, если учесть, что сейчас Турция неплохо так наваривается на экономических отношениях с РФ: товарооборот двух стран в текущем году вырос примерно вдвое по сравнению с прошлым годом. То есть РФ вносит серьезный вклад в развитие турецкой экономики, которая до СВО находилась в жутком пике. А учитывая, что уже через несколько месяцев у Эрдогана президентские выборы – это углубление экономических связей (и, соответственно, дополнительные финансовые потоки) можно назвать чуть ли не неоценимым. Но несмотря на это турецкий лидер позволяет в адрес РФ довольно жесткую риторику. По одной простой причине: он чувствует, что это ему нынче позволено, поскольку, увы, Россия нуждается в нем больше, чем Турция в РФ (за разъяснениями, конечно, было бы неплохо обратиться в Кремль, но отчего-то думается, что там скажут, что и тут все идет по плану).

Но вернемся к Туркменистану. Кроме громких политических заявлений были согласованы и важнейшие экономические шаги. В частности, Эрдоган реализовал свою давнюю идею об экспорте туркменского газа в Европу, понятное дело, в обход России через Турцию. «Нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан и Южный газовый коридор выделяются в этом отношении. Через этот коридор, который является основой Трансанатолийского газопровода, мы транспортируем каспийский газ в Европу. Нам сейчас нужно таким же образом начать работу по транспортировке туркменского природного газа на западные рынки. Мы готовы сотрудничать с нашими туркменскими и азербайджанскими братьями на ниве дружбы на Каспии», – заявил он.

То есть схема такая: туркменский газ будут доставлять в танкерах в Азербайджан, оттуда уже в Турцию, а дальше – в Европу. Кроме «медвежьей услуги» своему стратегическому партнеру в лице России (какая-никакая, а помощь Западу в преодолении энергокризиса) Эрдоган, надо полагать, уже потирает руки в предвкушении роли «газового монополиста»: ведь если еще будет построен и «Турецкий поток – 2» (а газ из РФ идет с бешеным дисконтом), то Турция превратится в крупнейшего газового экспортера в азиатском регионе. По сути, заняв место РФ.

Речь идет, разумеется, не только о финансовых и геополитических издержках для России, но и репутационных (от репутации мало что остается, увы). И вот тут Эрдоган отыгрывается по полной. Чего только стоит демонстрация Турции своей военной силы! Тут можно вспомнить и «зерновую сделку», после российского выхода из которой Эрдоган дал собственные гарантии безопасности (и украинские суда двинулись уже под турецким флагом), и отказ пропустить три российских военных корабля через Босфор. Но более всего это, конечно, вторая карабахская война, победу в которой Азербайджан одержал сугубо благодаря поддержки Турции, а, соответственно, Армения при неофициальной поддержке России (да-да, она была, поставляли кой-какую технику и проч., но обломались о турецкие беспилотники) проиграла. То есть можно сказать, что РФ уступила в данном случае Турции.

Но что еще хуже, так это то, что впереди маячит третья карабахская. Азербайджан уже больше недели блокирует единственную дорогу, соединяющую Арцах с Арменией. Причем, кроме всего прочего, главной целью азербайджанцев становятся российские миротворцы. «Ситуация в Арцахе будет характеризоваться дальнейшей эскалацией провокационных действий со стороны Азербайджана. Баку/Анкаре выгодно обострять обстановку до критического уровня, поскольку и перевес военного потенциала на их стороне. Суть провокаций будет состоять в том, чтобы столкнуть армян с русскими миротворцами. Виновными представить наших и таким образом вытеснить их из региона. Что важно. Уже происходит моральное, а кое-где и физическое унижение русских солдат. И я отчетливо вижу, что они становятся заложниками ситуации», – пишет в своей колонке для телеграм-канала «Незыгарь» руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин. «Это необходимо срочно исправлять. Солдат-миротворец и провокаторы должны знать, что за ним стоят все Вооруженные РФ, включая ядерное оружие. Тогда его пальцем никто не тронет. Как натовских KFOR, к примеру», – подчеркивает эксперт.

Но вот тут вопрос: учитывая СВО, предпримет ли Кремль хоть какие-нибудь шаги в этом направлении? Вряд ли. Потому что Эрдоган сейчас, во-первых, куда более важный партнер (в экономическом плане), а во-вторых, воевать на два фронта, причем с Турцией, у которой вторая по численности армия в НАТО и, судя по всему, в технической сфере куда лучше оснащенная, чем российская (по крайней мере, Анкаре не надо закупать беспилотники, как пишут зарубежные СМИ, у Ирана, в отличие от Кремля), – смерти подобно.

Поэтому Кремль будет молчать. А ситуация уже на подступах к критической, когда молчать нельзя: «Турция руками Баку создает невыносимые условия жизни местного населения перекрытием транспортных маршрутов, энергетических магистралей и т. п. До резни и начала физического уничтожения армянского населения один шаг», – констатирует Жилин.

Но выбирая молчание, Кремль демонстрирует слабость. И это понимают в США, Евросоюзе, в Турции. В особенности – в последней. И поэтому Эрдоган, почувствовав, что ему не дадут отпора, будет продолжать наносить России репутационные, экономические, геополитические поражения – с каждым разом становясь все более откровенным и беспринципным. Демонстрируя свою силу и решая свои геополитические задачи. Как, впрочем, он это уже делает. Без оглядки на Кремль.

И более того: уже и без оглядки на Европу. Возвращаясь из поездки в Туркменистан (именно там проходил саммит), Эрдоган, как пишет Ensonhaber, прокомментировал жалобу главы европейской дипломатии Жозепа Борреля касательно того, что Турция не присоединяется к антироссийским санкциям: «Он не моего уровня. Его собеседник – Мевлют-бей (глава МИД Турции – прим. авт.). Боррель не может ничего определять и регулировать в наших контактах с Россией. Кто он такой, чтобы оценивать наши отношения с Россией в рамках санкций? Очень некрасивое заявление с его стороны», – парировал турецкий лидер.

Жесткое заявление, не правда ли? Но Эрдоган может так разговаривать, потому что чувствует свою силу. Да и кто может его осадить? Штаты, Китай, Индия? Кто-то из этой троицы, пожалуй, и смог бы. Но надо ли им сейчас это? Такое чувство, что нет. Нужно бы России, но ресурсов и воли не хватает. Поэтому приходится довольствоваться незавидной ролью «младшего партнера», собирающего от «старшего» шишки и оплеухи. Одним словом, вот они все прелести нового многополярного мира, о которых я писал еще четыре месяца назад. И которые в официальной повестке, разумеется, не подсвечиваются. Как будто бы их нет. Но они есть. И чем дальше, тем это становится все очевиднее и очевиднее. Как болезнь, симптомы которой до поры до времени удавалось скрывать.

Алексей Мошков

https://dzen.ru/a/Y6JR3xgjbm9NQD3f

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)