Ни у одной страны нет никакого права «вырвать Армению из рук России».

Саркис Саркисян

Собеседник корреспондента медиахолдинга  «Иравунк» Саркиса Саркисяна — турецкий  журналист, политолог и общественный деятель Окай Депрем.

 

-Недавно Турция и Азербайджан  проводили совместные маневры,  под названием «Братский кулак». Считается, что  Баку и Анкара отвечают на военную активность Тегерана на северных границах Исламской Республики, которая фиксируется на фоне очередного обострения азербайджано-иранских отношений. Каким вы видите дальнейшее развитие ситуации? Насколько сильны ирано-турецкие противоречия?

-Турция и Иран с одной стороны являются самыми стабильными дружественными странами по сравнению со всеми другими государствами в регионе. Достаточно напомнить, что границы между обеими странами с 17-ого века практически не поменялись. А с другой стороны эти же страны давным давно являются соперничающими в соответствующем большом регионе с учётом того, что они обе имеют самые сильные государственности на Ближнем Востоке. Это на самом деле неизбежно и неудивительно. Помимо этого, из недавней истории мы помним, что они ещё непосредственно столкнулись в ходе военного конфликта в Сирии. Тем не менее, несмотря на все напряженности и несовпадения неких политических и геополитических интересов этих стран, так или иначе они продолжают и нуждаются в сотрудничестве в некоторых региональных и континентальных (евразийских) организациях. Касаемо азербайджано-иранских отношений: Иран исторически населён  огромным количеством азербайджанцев,  в так  называемой области — «Южном Азербайджане», и не только… Т.е. между ними есть прежде всего стабилизирующий фактор, и это  связано с родственными, этно-социальными и конфессиональными связами. Кроме этого, когда мы рассматриваем все эти страны и многосторонние отношения между ними, мы видим, что есть совершенно различые механизмы, альянсы, союзы, партнерства и так далее, которые посредственно или непосредственно сдерживают, тормозят возникновение каких-либо прямых военных столкновений между всеми этими игроками. Это тоже касается отношений между Ираном и Азербайджаном. К примеру, каждая страна имеет глубокие и стратегические отношения с Россией. Так же, каждая из этих стран параллельно имеет важные и разнонаправленные отношения с Турцией. По всем этим причинам, совместные маневры, под названием «Братский кулак», с моей точки зрения не должны и не могут таить никакой опасности. Потому, что в нашем совместном историческом регионе мы все таки нуждаемя друг в друге и не можем ни как, грубо говоря,  сами по себе без сотрудничества.

 

-В течение года Азербайджан и  Турция  провели более 10 совместных военных учений. Они были организованы как в Турции, так и в Азербайджане. При этом такая «демонстрация мускулов» преподноситься тандемом, как фактор региональной стабильности и  безопасности. Вы сами видите в этих манёврах усиление региональной безопасности?

-Я честно не верю тому, что сами совместные военные учения только могут способствовать региональной стабильности и безопасности. Главное чтобы не нуждаться в них, чтобы сохранить мир, мирное положение в Закавказье. А конкретно, касательно многих совместных военных учений Турции и Азербайджана, это тоже особо «ненормально» и не  может считаться обычным явлением  в спокойных условиях. Это же не секрет, что Турция уже давно и особенно в последние годы больше и больше пользуется Азербайджаном, с целью расширения и укрепления своего геополитического положения  и усиления своих политических интересов на юге Кавказа. Более того, вполне возможно, что НАТО тоже все таки старается и хочет через Турцию, путём присутствия  одного из важнейших своих членов, влиять на Закавказье, Каспийское море и оттуда дальше в сторону Средней Азии. Значит, возможно и интересы Турции в Закавказье не только чистые её интересы. А с другой стороны мы знаем, что США тоже, особенно в последнее время стремится укреплять и углублять свою политическую, геополитическую позицию в южной части большего Кавказа. По этому против американских и западно-империалистических интересов в нашем регионе, нет другого выхода вместо того, чтобы объединяться…

 

— Во время выступления в Милли Меджлисе (парламенте) Азербайджана  председатель правления Центра социальных исследований, председатель парламентского комитета по правам человека Захид Орудж призвал «вырвать Армению из рук Ирана, России, Франции и Америки». Каким вам видится   дальнейшее развитие турецко-армянских отношений? Насколько Франция будет вовлекаться в этот конфликт?

 

-Во-первых среди всех вышеупомянутых стран, Россия имеет совершенно другое значение для Армении. Не только весь мир, но и  господин Захид Орудж этот факт тоже прекрасно знает. Между Арменией и Россией есть и давно многочисленные и многосторонние взаимные договора и соглашения,  которые связывают обе стороны. Следовательно,   ни у одной страны нет никакого права, выражаясь словами господина Захида Оруджа «вырвать Армению из рук России». В конце концов Азербайджан тоже имеет довольно многие двухсторонние договора и протоколы с Россией. По поводу роли Ирана; эта страна является близким соседом Армении веками и самое главное, что Иран одновременно имеет достаточно положительные и все таки развивающиеся отношения с главными северными соседними странами – Арменией и Азербайджаном. Более того, еще немаловажно то, что Азербайджан уже  партнер по диалогу в Шанхайской Организации Сотрудничества. Это значит, что такие площадки уже не должны позволять уполномоченным лицам обеих стран делать безответственные заявления такого рода.
Что касается дальнейшего развития турецко-армянских отношений: Турция и Армения, несмотря на все проблемы, нюансы и вопросы являются странами, которые без друг друга окончательно в  будущем не смогут. Мы все прекрасно помним, что насколько хватит политической  воли и стремления обеих стран, то практически с нуля восстановление взаимных отношений в любой момент возможно. Потому что нет никакой проблемы для возрождения взаимных отношений. Ведь оба народа в первую очередь в экономическом плане пострадали из-за отсутствия официальных отношений,  и к сожалению вследствие с закрытия границ. В этой связи, ход процесса по приближению завершения конфликта в Карабахе  будет ускорять перезагрузку  турецко-армянских отношений. Конкретные проекты по перезапуску  железной дороги между Арменией и Турцией,  и также посторенние новых дорог между ними безусловно будет способствовать примирению этих двух стран. С моей точки зрения, окончательное решение в этом плане может быть гораздо эффективнее, быстрее и долгосрочнее если 3 страны, имею в виду Турцию, Армению и Азербайджан смогут сесть за стол и все подробно, всесторонне и конструктивно переговорят и втроем подпишут многосторонний мирный договор. Потому, что отношения каждых двух сторон из  этой тройки каким-то образом, в определенной степени мешают  третьей стороне. Если бы Россия тоже подключилась к этому было бы лучше, даже идеально. Мы знаем, что РФ играла вполне позитивную и прогрессивную роль в ходе последней войны в Карабахе. Франция ни при чём по поводу этого конфликта потому, что эта страна с одной стороны не является естественной частью Закавказья и вообще нашего региона. Более того, Франция — в конечном итоге империалистическая страна и до сих пор не оставила свои колониальные истерики и амбиции. А с другой стороны — во Франции давно живёт значительная  армянская община и Франции, и  более или менее имеет определенное право выражать свое мнение, ставить свою позицию о конфронтации на юге Кавказа.

 

-Еще недавно Москва была для Анкары сильным конкурентом, который мог многое — и единолично решать судьбу Карабаха, и шаг за шагом возвращать Асаду статус бесспорного правителя Сирии. Однако нынешняя Россия, экономически зависящая от Турции и ослабленная в чувствительных для турок вопросах, по вашему,  это та Россия, о какой в Анкаре могли только мечтать?

 

-То что, Москва и Анкара (ранее Стамбул) веками оказываются политическими и геополитическими конкурентами в нашем большом совместном пространстве, это правда и факт. А с другой стороны обе страны на сегодняшний день стремятся сотрудничать гораздо больше чем просто конкурировать друг с другом. Потому что,  прежде всего у каждой из сторон есть намного больше интереса в том, чтобы сотрудничать,  чем наоборот. Действительно до 2000-х г. особенно до второй половины 2010-х г. Россия и Турция,  несмотря на все процессы, стремления и площадки сотрудничества, одновременно и параллельно соперничали в экономическом плане, и, естественно, в политической и геостратегической сферах. Однако, конфронтация обеих стран с Западом безусловно привела к тому, чтобы они начали приближаться  друг к другу шаг за шагом. Каждая из этих стран год за годом начала больше понимать, что в огромнейшей геополитической конфронтации между Западом и Востоком, нет другого выхода, ни какого другого способа кроме как объединить свои усилия. Ещё в 2003 г., турецкий национальный парламент отказался от предложения, чтобы англо-американские войска не пользовались турецкой территорией с целью оккупировать Ирак. До того времени, Россия всегда воспринимала Турцию обыкновенным членом НАТО, обычной передовой страной Североатлантического Военного Альянса. Однако, после того исторического момента Москва в первый раз на протяжении десятилетий стала понимать, что это не всегда так, далеко не в каждом случае есть такое. Значит Анкара,  несмотря на всё, имеет возможность и желание проводить относительно независимую  политику в своих отношениях с США, с НАТО в целом. Потом мы видели максимальное приближение этих стран друг к другу до того, как они стали стратегическими партнёрами. А с другой стороны для Анкары тоже сложился один определяющий исторический момент. Турецкая власть поняла что, за попыткой военного переворота стояла безусловно Америка и больше того Россия оказалась единственной силой которая оказала разведывательно-стратегическую помощь турецкой стороне, чтобы спасти её от возможного путча. Иными словами, Россия своей критичной помощью не допустила, чтобы американский переворот удался и таким образом,  власть Эрдогана была бы свергнута. Руководство Турецкой Республики увидело и поняло, что не только по сравнению c Соединенными Штатами Америки, но и вообще Россия оказалась самой близкой страной к Турции. На сегодняшний день,  как Россия,  так и Турция сталкиваются с  серьёзнейшими проблемами и разногласиями с Евросоюзом и Северной Америкой. Этот важнейший факт неизбежно способствует развитию сотрудничества Турции и РФ. Поскольку Европа отказалась от экономических и торговых связей с Россией, тем естественнее, что Москва стремится развивать и укреплять свое экономическое партнерство с Турцией. И Турция в сегодняшней конъюнктуре, по трактовке многих российских политиков, стала после Китая и Индии, третьим стратегическим партнером России…

 

-Заметно, что  по мере решения карабахского конфликта Азербайджан будет всё активнее участвовать в решении кипрского конфликта. А поскольку Кипр связан с Грецией, у которой Турция планирует отобрать Западную Фракию и острова в Эгейском море,  то можно ли считать, что  и Азербайджан и Пакистан будут тем или иным образом участвовать в политических и  военных авантюрах Анкары?

-Я знаю, что у Анкары нет особых планов, чтобы прямо отобрать Западную Фракию у Греции. А что касается возможного участия Азербайджана в решении кипрского конфликта: да именно и в первую очередь у самой Турции давным давно был и есть план и стремление, чтобы убедить своих союзников, самых близких стран в отношении к ней, чтобы хотя бы они признали республику северного Кипра. На сегодняшний день, есть совсем небольшое количество стран,  с которыми Турция без исключения во всех сферах и планах имеет очень положительные отношения. Иными словами, так или иначе, отношения Турции с подавляющим большинством стран в Большом Ближнем Востоке, содержат определенные проблематичные моменты.  Среди совсем немногих стран, с которыми почти нет никаких проблем или негативных каких-то нюансов это в первую очередь Азербайджан и Пакистан. Турция и Азербайджан — этнически, культурно, исторически и прочее максимально близки, но в реалполитике играют всегда интересы, именно национальные интересы стран. Не ясно, то что Турция делала для Азербайджана в ходе боевого столкновения в 2020, будет ли хватать, чтобы, например, эта страна в ближайшее время признала республику северного Кипра.

После войны на Закавказье прошло достаточное долгое время. До сих пор нет ни одного знака того, что Баку сможет признать северную часть острова. Т.е. вполне возможно, что Баку ещё ждёт каких-то жестов, каких-то шагов с турецкой стороны в свою пользу, на своё благу для этого. В этом плане время покажет… А для того чтобы Азербайджан сделал какой-то конкретный и исторический шаг, позиция России тоже более менее имеет значение. В этой связи, есть такая вероятность, есть такое предположение того, чтобы Турция признала Крым и ещё новые территории Российской Федерации, Россия может признать Северный Кипр. Это событие может привести к ускорению процесса возможного признания Азербайджаном. В конце концов на сегодняшний день это же не совсем повестка дня ни у Турция, ни у Азербайджана. Касаемо Пакистана, это страна не только в этом плане, а вообще не столько же близка, сколько Азербайджан в отношении к Турции. Больше того между Турцией и Пакистаном взаимоотношения никогда не достигали того уровня, чтобы Пакистан нуждался, был вынужден или должен был признать турецкую часть Кипра.

 

-Вы считаете, что боевые действия, которые ведутся сейчас на Украине – это война между НАТО и Россией. Как с одной, так и с другой стороны всегда будут существовать наёмники и добровольцы. Можно ли считать, что 44 дневная война между Арменией и Азербайджаном, где активно была вовлечена и натовская турецкая армия, тоже была войной между НАТО и Россией?

-Нет, не было и не может считаться так. Совершенно разные войны, различные масштабы. По очень ясным и очевидным факторам и причинам. Во-первых: на Украине с самого начала боевых действий в 2022 г. были и до сих пор есть очень много западных, натовских инструкторов, советников, консультантов, военных экспертов и даже некоторых командиров. Во-вторых: из западных, натовских стран десятки тысяч наёмников / добровольцев до сегодняшнего дня воевали и ещё воюют на поле боя на Украине в рядах ВСУ. В-третьих:  более того, ведущие страны НАТО и прежде всего США, Англия, Франция и Германия активно поддерживают Украину, поставляя ей огромное количество вооружения; систематично, регулярно предоставляют военную технику. Помимо этого, уже многие военные кадры Украинской Армии обучаются в определенных западноевропейских странах. Т.е. Запад, именно НАТО таким образом тоже практически, непосредственно поддерживает Украину. Кроме этого, США оказывает поддержку Украине  спутниками, и так далее. А с другой стороны в ходе 44 дневной войны между Арменией и Азербайджаном далеко такого не было и обстановка была совершенно другая. Таким образом, вмешательства  НАТО и западных стран вообще не было.

https://www.iravunk.com/?p=249283&l=ru

 

 

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)