КТО ПОБЕДИЛ В КАРАБАХСКОЙ ВОЙНЕ? (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

19.06.2017. Карабахская проблематика, карабахская война, её итоги, ход событий  и всё, что с этим связано, в Азербайджане мифологизирована, окутана паутиной лжи,  домыслов и небылиц. И это  до такой степени, что все  пропагандистские  клише, придуманные азербайджанской пропагандистской машиной за прошедшие 27 лет их социумом принимаются за чистую воду, и передаются из уст в уста, как предания. Понимая, что некоторые лживые вбросы в общественное сознание  преследуют цель самоуспокоения, поднятия сникшего духа, и направлены на внутреннюю аудиторию, армянская сторона на всё это смотрит сквозь пальцы. Но не тут то было. Некоторые из мифов окрыляют азербайджанскую публику, и направляют на новые «подвиги», делая её в карабахском урегулировании оппонентом не только не договороспособным  и бескомпромиссным, но и склонным к новым  опасным авантюрам.Воспоминания врача: Карабахская война стала периодом духовного ...

Один из таких примеров, это миф о том, что в карабахской войне (1990-1994 гг), Азербайджан, владеющий огромными материальными и  людскими ресурсами, потерпел поражение не от плохо вооружённых,  и изначально профессионально не очень  подготовленных добровольческих  вооружённых формирований армянских  ополченцев, часть которых только  9 мая 1992 года влилась в Армию  обороны НКР , а от российской армии.  Это опасное, но преднамеренное заблуждение, «зомбиизация» целого народа, которому есть научное обоснование.  Мифы- эффективный инструмент манипуляции сознанием. Сам по себе миф мало что значит. Но введенный в сознание людей и глубоко там укрепившийся, миф способен длительное время (при наличии определенных предпосылок) подменять собой реальность. В результате социум  воспринимает ее в соответствии с трактовкой мифа и действует, исходя из этого восприятия.  Миф удобен тем, что, упрощая реальность, он снимает с реципиента необходимость напряженно (и зачастую болезненно) думать и осмысливать мир вокруг себя.

Применительно к конкретной ситуации карабахского противостояния, мифы направляют  азербайджанцев раз за разом наступать на те же грабли «шапкозакидательства», толкая их на очередное безумие- «блицкриг», с большими человеческими потерями  с обеих сторон,  с нулевым результатом и подсчётом каждого сантиметра «освобождённой» земли. Попробуем развеять один из таких мифов, который гласит: якобы,  в карабахской войне «грозный Азербайджан»  потерпел поражение от российской армии (по понятным причинам, никогда не говориться о Советской армии, хотя до конца 1991 года не было понятия «российская армия», а война шла с начала 1990-ого). Чисто хронологически, война началась 1 января 1992 года, когда  Агдамский батальон  под командованием Якуба  Рзаева в сопровождении шести танков и четырёх БТР атаковали армянское  село  Храморт в восточной части Нагорного Карабаха. Об участии в войне, на стороне Азербайджана, или в составе их армии, огромного количества наёмников, исламских,  и тех которые не сражались под зелёными знамёнами джихада, а преследовали сугубо меркантильные интересы,  и  которых принято презрительно называть «псами войны», и о которых старательно замалчивают азербайджанцы-поговорим отдельно.

Вернемся к нашей теме, и начнём с того,  сколько вооружений досталось армянской и азербайджанской сторонам после распада СССР. Тут «Америку открывать» не приходиться. Цифры давно известны, опубликованы во многих источниках. Они разнятся, но не существенно. Более важна методология передачи всего этого»добра» противоборствующим сторонам.  В последние годы своего существования Советский Союз имел в регионе мощный военный потенциал, включавший соединения Закавказского Краснознаменного военного округа (ЗаКВО) и Закавказского пограничного округа, 19-ю отдельную армию ПВО, 34-ю воздушную армию. Конкретнее- 4-я общевойсковая армия (дислоцировалась на территории Азербайджана), 7-я общевойсковая армия (Армения), 31-й армейский корпус (Грузия). Самой мощной была 4-я армия. И,  естественно, более внушительный арсенал был у неё, и в итоге  у Азербайджана оказалось  превосходство над соседними республиками по запасам боеприпасов.

Их у него было больше, чем у Армении и Грузии вместе взятых.  4-я армия,  имела 1310 единиц тяжелого вооружения (из них танков-391, боевых бронированных машин (ББМ)-1285,  артиллерийских систем-463, из них- реактивных установок»Град»-63). На территории Азербайджана  находились 1 стратегический, 2 окружных и 3 дивизионных склада боеприпасов. На стратегическом складе в Килязи было свыше 7200 вагонов, на окружных складах в Агдаме и Насосном — примерно по 1100 вагонов на каждом из дивизионных складов (Гюздек, Гянджа, Ленкорань, Нахичевань) — по 150-200 вагонов боеприпасов. В общей сложности — свыше 11000 вагонов. Если говорить о боеприпасах дислоцированной в Армении 7-ой армии, то их Армении отошло около 500 вагонов- в  20 раз меньше, чем Азербайджану. Вооружения, которые гораздо более  цивилизованно передавались Армении, чем это случилось в Азербайджане (где, в  результате более чем 100 нападений боевиками Народного фронта Азербайджана(НФА)  на военные части и склады в период с октября 1991 по июнь 1992 года  были захвачены десятки танков, ББМ (боевых бронированных машин — БМП, БТР, БРДМ и т. п.),  «благодаря»  дипломатическому таланту и неуступчивости,  командующего 7-ой армией генерала Реута,  и армянскому менталитету, где отсутствуют аморальные прецеденты, вроде  « Шамхорской резни», или нападения на спящих с топором,  составляют соответственно: танков-258, ББМ-641, артиллерийских систем-357.

Напомню: в январе 1918 года близ села Шамхор,  поезд  возвращающихся с Кавказского фронта домой  русских солдат был остановлен вооружённой группой азербайджанцев. Банду возглавлял не кто иной, как выпускник Санкт-Петербургского университета, будущий министр юстиции АДР Аслан Сафикюрдский. Вот тебе уровень! Остановившие поезд азербайджанцы потребовали разоружения русских солдат, на что последние ответили им отказом. После этого начался бой,  который  спустя какое-то время завершился взятием поезда и последовавшей резнёй. В результате столкновения, согласно разным источникам, погибло свыше 2000 русских солдат. В ходе предпринятого штурма азербайджанцы получили в качестве трофеев вооружение русских солдат (около 15 тысяч винтовок, 70 пулеметов, два десятка пушек и другое оружие. Вот такая историческая память реутов, шамановых, селивановых и других. А азербайджанцы были  в своем генетическом  репертуаре, как в начале века, так и- в конце.

Что интересно, «помогающим» армянам в карабахской войне русским история ничему не учит.  Не  скрывается, что часть вооружений, например в Гяндже , где дислоцировалась приснопамятная 104-я воздушно-десантная дивизия, о которой мы ещё поговорим не один раз, никакие боевики Народного фронта Азербайджана не  захватывали: их просто продавали высокопоставленные офицеры, этим сильно «помогая» армянской стороне. С некоторых окружных складов оружие и боеприпасы азербайджанцы средь бела дня вывозили грузовиками. В частности, в ходе следствия было установлено, что 23 февраля 1992 года без всякого сопротивления со стороны российского подразделения был сдан азербайджанским боевикам склад боеприпасов в городе Агдам. И таких случаев были десятки. О той  нелицеприятной роли, которую сыграли командующий  104-я гвардейской воздушно-десантной ордена Кутузова дивизии  гвардии генерал-майор Валерий Щербак( 1990—1993 г), начальник оперативного отдела 104-й воздушно-десантной дивизии гвардии полковник Селиванов, и будущий генерал Шаманов в судьбах депортированного населения Шаумяновского района,  широкомасштабного наступление азербайджанских сил на позиции армянских сил самообороны летом 1992 года , мы поговорим во второй части статьи. В этой части хочется особо отметить «заслуги» ныне покойного генерала Фёдора Реута, который в  1991-1992 гг. — командовал 7-й гвардейской армией (Мерке), с сентября по декабрь 1992 г. –являлся  командующим войсками Закавказского военного округа, а  с январь 1993 по март 1997 гг. — командовал Группой российских войск в Закавказье  (ГРВЗ). Почему то в армянских кругах его принято считать «добрым следователем».

Это наверное на фоне проделок других высокопоставленных офицеров. Я знаю,  по крайней мере, одну ситуацию, когда он «костьми лёг», чтобы не допустить доставку танка в осаждённый Шаумяновский район, что сыграло роковую роль в судьбе этого армянского региона. Его можно понять, решения о деарменизации исконно армянского  Гюлистана принимались в вышестоящих кабинетах, а планировались его же подчинёнными в кабинете Сурета Гусейнова. Его можно понять, а многих, в том числе и очень ангажированных моих соплеменников- нет. Была история, связанная с передачей Сафарова Венгрией Азербайджану, когда «наши» «умники» начали меня учить, что можно говорить по этому поводу и занятой Россией позиции в этом вопросе, а что нельзя. Так вот,  сокрытие, или затуширование  истин и проблем нашей общей  с Россией истории, не приводит к хорошему.  Наоборот. Уже своей героической  историей российская армия заслужила честь и уважение, и в уверен, не нуждается ни в чьих адвокатских услугах. Но,  когда нас пробуют убедить, что состояние брошенности, безысходности, разрушение в сознании всех идеалов о «добре и зле», чести и достоинстве  толкали некоторых офицеров искать «счастье» в боевых действиях на стороне азербайджанской армии, и мы понурив голову, согласно киваем, то это приводит к тому, что в следующий раз нам начинают уверено доказывать, что «продажа оружия Азербайджану политически целесообразна». И в начале 90-ых политическая целесообразность привела к тому, что,  в руки азербайджанцев попало столько стрелкового оружия,  которым они могли вооружить примерно 7 дивизий по штатам военного времени, и двинуть их на мирные армянские населённые пункты, что и не преминули сделать .

Азербайджанская сторона очень  часто говорит об участии военнослужащих 366-ого мотострелкового полка(366-ой гв.мсп) 23-ей дивизии, дислоцированной в Степанакерте,  в боях на стороне армян. Начнём с того, что полк не был  развёрнут по полному штату. Вместо положенного личного состава в 1800 человек, по неполному штату для мотострелкового полка в мирное время — к февралю 1992 года в полку числилось только 630 человек, из них 129 офицеров и прапорщиков. При этом 49 из числа офицеров и прапорщиков были армяне. Во вторых:  Степанакерт подвергался систематическому  ежедневному  обстрелу  из танков и артиллерийских орудий со стороны азербайджанских формирований, который начался в декабре 1991 года. Причём под огнём азербайджанских формирований неоднократно оказывался военный городок 366-го гв. мсп. 23 февраля 1992 года в результате обстрела из РСЗО «Град», осколками снарядов были убиты 2 и получили ранения 9 военнослужащих 366-го гв.мсп. Были частично разрушены жилые и хозяйственные строения и повреждено штатное вооружение полка. Вдобавок к этому,  жёны и дети военнослужащих ютились в подвалах зданий города, спасаясь от снарядов «Града» и «Алазани». К слову: с  августа 1989 года, в  качестве заместителя командира мотострелкового батальона этого  полка, а с сентября 1990 года -командира 2-го мотострелкового батальона, в звании майора служил будущий министр обороны Армении Сейран Оганян. Отметим также, что  операция по выводу «помогающим армянам»  полка началась 1 марта 1992 года. Вывод сопровождался боями с армянскими формированиями, которые старались не допустить вывода вооружения. Хотя бы потому, что активно помогающая азербайджанцам 104-я ВДД была передислоцирована в Ульяновск только в середине 1993 года, до этого успев натворить  немало бед.

 

Саркис Саркисян.

Категории: АзербайджанАрменияГлавноеНагорный Карабах

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)