НАЁМНИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ АРМИИ В КАРАБАХСКОЙ ВОЙНЕ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

  16.07.2017. В первой части статьи речь шла об институте наёмничества, как явления, сопровождающего любую войну начиная с незапамятных времён,  и об эпизодах карабахской войны, когда на стороне, или в составе азербайджанской армии действовали отряды наёмников. Акцент был сделан на участие в первую очередь «воинов ислама» — чеченцев, конкретно эпизода, связанного с обороной Шуши.  Другой эпизод участия отрядов  Басаева в карабахской войне относится к лету 1993 года, когда он, счел возможным,  по просьбе  своих турецких друзей вылететь в Азербайджан, для участия в обороне  Агдама.АФГАНСКИЙ СЛЕД. Наемники азербайджанской армии в Карабахской войне ...

В  СМИ не раз просачивалась информация о связи турецкой разведки с экстремистами разных мастей. На территории Турции функционировали базы подготовки боевиков. Известны несколько таких учебных центров: в Измире, в пригороде Стамбула, под Анкарой и около Трабзона. Первая группа чеченцев направилась в Турцию в марте 1991 года. Она состояла примерно  из 50 человек, многие из которых в дальнейшем сыграли огромную роль в ходе чеченских кампаний начиная с декабря 1994 года (например, Басаев, Албаков, Гелаев, Мадагов, Муматакаев, Мержуев и другие.)Помимо Турции учебные центры для подготовки боевиков располагались и на территории Азербайджана. Так, на базе в поселке Гюздек  Апшеронского района, частым гостем в которой был Шамиль Басаев, прошли подготовку до 2 тысяч боевиков. Это всё  имеет фактологическую основу.                                                                                 

Оборона Агдама отличалась от обороны Шуши.  На  этот раз условия у оборонявшихся  были куда лучше — осаждать город  никто не собирался, одних снарядов к ствольным и реактивным артиллерийским системам  у гарнизона было более 200 вагонов (склады 4-й армии Закавказского военного округа), а самое главное — силы самообороны Нагорного Карабаха были очень сильно истощены пятью годами противостояния, последние три года из которых прошли в постоянных боях. Вдобавок,  российский источник этих событий  беспристрастно  сообщает: «к тому же главнокомандующий Мартунинским   укрепрайоном карабахской армии, руководивший штурмом города, был убит осколком в предместьях Агдама». А мы знаем, что  12 июня 1993 года в селе Марзили,  легендарный  Монте Мелконян(Аво) и его солдаты столкнулись с БМП и солдатами азербайджанских воинских формирований. В ходе боя Монте получил ранение в голову и погиб. И знаем, что до сегодняшнего дня азербайджанцы оспаривают «лавры убийцы» человека, который стоял на голову выше людей, которые получили ордена « Азербайджанского Знамени» за его гибель.

Жирный штрих к ментальному портрету народа, чей герой- «убийца с топором» Сафаров. Есть примечательная история: узнав, что погиб Аллахверди  Багиров, организатор  в Агдаме добровольческого  батальона, сильно расстроился карабахский полевой командир Виталик (речь о генерале Виталие Баласаняне- ныне секретарь Совета безопасности НКР). Это подтверждают и азербайджанские источники.  Так же  знаем, что гибель нашего выдающегося соотечественника воодушевила  азербайджанцев на новые «подвиги». Но отметим, что это никак не  помогло 708-ой  бригаде армии Азербайджана ( бывший Агдамский батальон, куда входили отряды,  с претенцензионными , присущими американским индейцам из дешёвых вестернов,  названиями — «карабахские  соколы», «Гурд(волк)  Джабира» и «отряд генерала Аршада»),  и её, ныне глубоко опальному командиру -Талыбу Мамедову, удержать город. 

Это подтверждает и начальник штаба Армии Обороны НКР, генерал-лейтенант Анатолий Зиневич, прошедший Афганистан, рассказывая  следующее: «Басаев в 1993 году воевал здесь у нас, под Агдамом. Если бы мы тогда знали, что он сыграет столь трагическую роль в истории России, мы бы плюнули на все эти коридоры и накрыли бы его группу» (во время Агдамской операции армянские формирования оставили коридор для оставшихся в городе мирных жителей, которым воспользовались и военные, в том числе и чеченцы. Такое практиковалось,  чтобы избежать ненужных жертв, в том числе и в Ходжалу). И добавляет: «у меня были радиоперехваты его переговоров, в которых он буквально умолял выслать  подмогу. Потом Басаев признался, что в Карабахе воевать нецелесообразно: азербайджанцы не умеют, армян не победишь».

Есть объективные воспоминания командира  Аскеранского полка, героя Арцаха  Виталия Баласаняна :  «после уничтожения боевых точек в Агдаме,  они (чеченцы-ред.) сконцентрировались в школе села  Баш-Карбед и предпринимали против нас атаки и террористические действия.  Последний бой чеченцев произошел осенью 1993 года. Группировка Басаева понесла большие потери, поскольку азербайджанцы бежали с позиций Баш- Карбенда. Мы освободили село красивым контрнаступлением. Исходя из стратегических соображений и учитывая, что война еще не закончена, мы не озвучиваем подробности разгрома группировки Басаева, однако все это составляет часть учебных занятий с нашими солдатами. Чеченцы понесли большие потери, и мы позволили им унести трупы убитых. После этого они навсегда покинули Арцах». Очень важны воспоминания генерала Аркадия Тер- Тадевосяна(«Коммандос»). Он вспоминает: «в Карабахе были  чеченцы и афганцы. Сам Басаев был в Шуши, и обучал азербайджанцев. В июне  1992 года в Мардакертском  районе в плен попал чеченец. Мы его с посланием отправили в Чечню. Речь шла о том, что нам делить нечего и нельзя портить отношения между нашими народами.

После этого жеста доброй воли, мы им предложили покинуть фронт, и предупредили, что если они этого не сделают, то отношение к ним, в том числе,  и как к  пленным, изменится. Приняв наше предложение, часть чеченцев покинула фронт».  Считается, что после падения Агдама чеченцы покинули Карабах навсегда. Но неизвестный автор, участник тех событий , написавший в  портале «Военное обозрение», считает, что чеченские и афганские вооруженные отряды сыграли ключевую роль в захвате города Горадиз, находящегося к юго-востоку от Степанакерта-столицы Нагорно-Карабахской Республики. А это уже  январь 1994-ого года. Что можно ставить под сомнение, в этих эпизодах прошедшей, но незаконченной войны? Есть мнение, что в мае 1992-ого года к Басаеву в Карабах по воздушному мосту Кабул-Баку, из Афганистана  вместе со своими  соратниками прилетел   его будущий неизменный коллега  Хаттаб, а из Чечни — Салман  Радуев.

Косвенно подтверждается  участие  «афганских  арабов» (выходцы из арабских стран, имеющие  боевой опыт войны в Афганистане против советских войск) и опытных моджахедов из Боснии-Герцеговины («Эль-Муджахид») в карабахских событиях.  Не подтверждается  то, что  Басаев и Хаттаб («Черный араб») впервые встречались именно в Карабахе. Достоверно известно одно: Хаттаб находился в Баку 15 мая 1992 г., когда республику посетили премьер-министр Турции Сулейман Демирель и лидер ультранационалистических «Серых волков» Альпарслан Тюркеш Достоверно известно, что Карабах кратковременно  «посещал»  Салман Радуев. 

Неоспоримо участие в обороне Шуши,  не менее одиозного ичкерийского бригадного генерала- Хункарпаша  Исрапилова, который практически везде был с  Басаевым. Под сомнением участие Руслана Гелаева в войне, но то, что гелаевский спецназ-«Борз»,  частично прошёл «обкатку» в Карабахе- однозначно. Там  Гелаева «представлял»   Умалт  Дашаев — командир Отдельного Батальона Специального Назначения- «Борз».    С осторожностью надо подходить к утверждению Гамзатова, что «в Гарабахе  войнов Ислама было до 300-350 человек. 30% из них героически погибло» ( транскрипция Гамзатова сохранена- ред.). Имеем в виду количество погибших.  Но,  при этом отметим ,  что его дословно повторяет и другой источник-генерал Аствацатур Петросян: « с азербайджанской стороны воевали порядка 400 чеченских боевиков под руководством Басаева. 3-го июля 1992 года во время операции по освобождению села Кармраван 120 чеченских боевика попало в плен. Многие погибли. После чего Шамиль Басаев больше не вернулся в Карабах».                                                                                 

И последнее:  в чеченской традиции есть условное обозначение человека-волка, и человека-овцы. Впрочем,  такая формулировка есть и у неофрейдистов, особенно у немецкого социального психолога Эриха Фромма.  Герой-Волк («Турпал-борз»)  является одним из наиболее архаических и почитаемых тотемов древних вайнахов (чеченцев и ингушей).  Вроде бы,  волк-тотем и тюркских народов («Боз Гурд»-Серый волк), в том числе и азербайджанцев. Я просто предлагаю чеченцам, народу с вековыми традициями почитания мужества, почитания  воина- погибшего  на поле брани, которые сломя голову будут  спешить на помощь своим единоверцам- пришедшим из Алтая, и завоевавшим жизненное пространство на  чужых землях лезгин, талышей, армян, удинов- южнее кавказских гор,  просто проследить, какая вакханалия  вокруг гибели Монте Мелконяна,  прославленного командира, просто человека, которого с нами нет уже 25 лет на всех уровнях азербайджанского общества, и решить для себя, к кому они спешат на помощь?

Саркис Саркисян

Категории: АзербайджанГлавноеНагорный Карабах

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)