Сказка о том, как потомки огузского Гюн хана, из Алтая, армянам Ереван подарили

Историческая наука давно признала, что Ереван — один из древнейших городов мира. В 782 г. до н. э. его основал царь армянского Араратского царства Аргишти I «для могущества» страны «и для устрашения вражеских стран».   Долгое время был в тени таких известных городов Армении, как Тигранакерт, Армавир, Арташат, Ервандашат, Вагаршапат, Двин, Ани, Нахиджеван и других.  Никто не оспаривает, что  в первой трети XVIII в. четверть населения Еревана составляли армяне, а три четверти — мусульмане: курды, разнородные тюркские племена и персы. Автохтоны Еревана — армяне как монолитная и более организованная часть населения, несмотря на зависимость от ханской власти, играли большую роль в жизни города, чем разрозненная и неорганизованная масса разнородных мусульман. Возникает естественный вопрос: как случилось, что армян, в частности в Ереване, было относительно меньше, чем мусульман? Ответ кроется в истории региона.

 

Начиная с XI в., на Иранское и Армянское нагорья, в Закавказье, вслед за своими баранами начали проникать тюркские, татаро-монгольские разнородные племена. Они завоевывали не только новые пастбища, страны, и разоряли их, истребляли коренное население, но и воевали между собой, еще более ухудшая положение населения этих стран. Невыносимые условия жизни стали причиной того, что десятки тысяч армян эмигрировали из страны. Кроме того, завоеватели переселяли в Восточную Армению различные мусульманские племена.

Позднее, во время ирано-турецких войн XVI-XVIII вв. турки и иранцы из стратегических и экономических соображений армян и грузин насильственно переселяли вглубь Османской империи и Персии. А на их землях селили разнородных мусульман — курдов, тюркотатар и прочих  создавая этим базу своего господства. В период 1603 -1605 гг. шах Аббас I из Еревана, Нахиджевана и районов от Ширака до Гохтна переселил в Персию более 300 000 армян (по некоторым данным — 500 000 — С. С.). Как следствие этой политики мусульманских правителей и завоевателей, численность автохтонного армянского населения, естественно, уменьшилась, а численность разнородных мусульманских (курдских и тюркских) племен возросла.  Несмотря на эту политику мусульманизации Восточной Армении, общая численность армян была больше, чем переселенных в разное время мусульман. В горных районах Восточной Армении в начале XVIII в. проживал 1 000 000 армян(24). Армяне Карабаха и Капана могли собрать 50 000-ое войско(25). В то же самое время, большинство жителей Гандзака составляли армяне, которые в 1723 г., вместе с пришедшими на помощь грузинами, семь раз громили превосходящие силы турок(26).

Таким образом, тщетны попытки апшеронских фальсификаторов, уменьшив численность армян в Восточной Армении, показать, что мусульмане этой страны являлись «азербайджанцами».

Это средство для одурачивания своих невежественных соплеменников и попытка обмануть тех, кому не известна история региона. Для нормальной части человечества «азербайджанцы» «возникли» в 1936 г., а Ереван всегда оставался армянским городом, и многие иностранцы его называют столицей Армении.

В письме от 4 февраля 1819 г. Грибоедов из Еревана пишет С. Н. Бегичеву: «Вот другой день пребываем в армянской столице…»(27). В XVII в. Ереван столицей Армении называют и французский путешественник Жан Шарден, и член посольства императора Священной Римской империи Рудольфа II в Персии Георг Тектандер. Ж. Шарден пишет: «Мы проехали реку Харпасуй …она отделяет часть Армении со столицей Эривань от той части, где столицей Нахичевань»(28). Г. Тектандер свидетельствует, что не только Ереван и Нахиджеван, но и Джуга были армянскими городами, причем Ереван он упоминает как «главную крепость… Армении»(29).

14 декабря 2005 года Ильхам Алиев в речи по случаю 60-летия Академии наук Азербайджана призвал азербайджанских ученых включиться в программу обоснования перед мировым сообществом отсутствия исторических прав карабахского армянства на Нагорный Карабах. Алиев обещал субсидировать объединение усилий азербайджанских специалистов в разработке и пропаганде его тезиса о том, что «армяне пришли в Нагорный Карабах — неотъемлемую часть Азербайджана, как гости» и поэтому «абсолютно не вправе утверждать, что Нагорный Карабах в прошлом принадлежал им».

Скажем так, он от отца далеко не ушёл.  На  заседание Государственной комиссии по празднованию 75-летнего юбилея Нахичеванской Автономной Республики, происходившее 9 февраля 1999 г. под председательством Г. Алиева,  президент призывал правдиво писать историю Азербайджана и подчёркивал политическое значение этого юбилея. Демонстрируя свое понимание «правдивого написания истории», президент снова заявлял о том, что якобы в 1918—1919 гг. Азербайджанская Демократическая Республика добровольно уступила Армении право на Ереванское ханство и город Ереван. И пошло поехало: кавказские татары решили, что « Иреван был основан в начале XVI века как опорная крепость Сефевидской (тюрко-азербайджанской) империи на границе с Османской империей. Согласно мемуарам известного тюркского путешественника Овлие Челеби, шах Исмаил I Сефеви в 1510 году приказал возвести на реке Зенги крепость, чтобы остановить продвижение османов на восток. Строительство было поручено везирю Реван-гулу хану. Отсюда и название крепости — Реван-кала, которое со временем трансформировалось в Иреван. Постепенно город расширялся, и в его архитектуре соблюдались традиции средневекового азербайджанского градостроения». То, что никакого Ереванского ханства в 1918 году  уже не существовало, а была Ереванская губерния, где большинство населения составляли армяне, никого уже не интересовало.  Но отрабатывать субсидии, обещанные хозяевами  Закрытого  акционерного общества (ЗАО) «Азербайджан, отец, сын и пашаевская компания» стали все, но самым большим фантазёром оказался  историк Нариман  Ягублу, который заявил, что «в этом году завершается срок передачи Национальным советом Азербайджана в аренду Армении на 99 лет Еревана». При этом он сослался на неизвестный историкам протокол № 3 заседания Мусульманского Национального совета от 29 мая 1918 года в Тифлисе. «Подписание этого протокола было вынужденной мерой, поскольку только что объявившая о своей независимости Азербайджанская Демократическая Республика была еще слабой, правительство функционировало в Гяндже, для освобождения и обеспечения безопасности Баку не было сильной армии, тем более не хватало сил воевать на два фронта,  говорит историк.  И главной задачей стало освобождение Баку от 14-тысячной армии русских и дашнаков, которые хотели превратить его в губернию России, и объявление Баку столицей Азербайджана». Если говорить о фактурной части вопроса, то историкам известен (и он опубликован — следующий протокол заседания Мусульманского Национального совета от 29 мая 1918 года.  Что самое интересное, вездесущий «маленький Мук»  Ризван Гусейнов нашёл этот документ! И вы сильно удивитесь, когда узнаете где он его нашёл? В государственном архиве тысячелетнего Азербайджана((Государственный Архив Азербайджанской Республики (ГААР). ф. 970, оп. 1, д. 1, лл. 51, 52. Копия). И самое интересное, что Эривань, Иреван  армянам дарят на русском языке. По всей вероятности, в министерстве национальной безопасности Азербайджана  не нашлось пишущей машинки с турецким,или французским шрифтом. По крайней мере, в 1918 году Декларация о независимости Азербайджана была составлена на французском. Как  было на самом деле? Допустим, что документ существует. 27 мая, так называемая мусульманская фракция Закавказского сейма провела чрезвычайное заседание  для обсуждения создавшегося политического положения. Было решено создать Временный Национальный Совет, руководителем которого был избран М. Э. Расулзаде -председатель ЦК партии «Мусават». 28 мая 1918 года прошло первое заседание Национального Совета, на котором было принято постановление о провозглашении Азербайджана независимым государством. Первый пункт: «Отныне народы Азербайджана являются носителями суверенных прав, и Азербайджан, состоящий из Восточного и Южного Закавказья, — полноправным, независимым государством». Именно в таких спорных границах желали видеть свою страну представители мусульманского национального совета. Такова позиция кавказских татар. А что армяне? 28 мая 1918 года акт о независимости Армении принял Армянский национальный совет. К Переговоры в Батуми для Армении прошли безуспешно. Определенная ясность появилась только тогда, когда 4 июня 1918 года в Батуми был подписан Договор о мире и дружбе трех закавказских республик с османским имперским правительством. Турция признала независимость Армении со столицей в Эривани в пределах территории, которую к этому времени контролировал Армянский национальный совет.

Она ограничивалась Эриванским и  Эчмиадзинским уездами Эриванской губернии, что составляло 12 тыс. км² с населением около 1 млн человек (включая беженцев).                                                              При чем тут Азербайджанский национальный совет, который, кстати, был среди тех, с кем Турция подписывала договор в Батуми?   Документ обязывал Азербайджан «безотлагательно урегулировать все отношения с соседями в лице Грузии и Армении, в первую очередь территориальные споры, подписать соответствующие протоколы и доложить турецкому правительству (статья 3)». 16 июня 1918 года сформированное в Тифлисе первое временное правительство Азербайджана смогло переехать в Гянджу, где находившейся к тому времени  Нури-паша просто разогнал Азербайджанский национальный совет.  17 июня 1918 года там было заявлено, что власть — законодательная и исполнительная — до созыва Учредительного собрания передается второму временному правительству, сформированному под председательством Хан- Хойского. По этой логике, столицы соседей должны были признать и Грузия, и Армения. То есть, Армения признаёт Тифлис столицей Грузии, Гянджу- Азербайджана и так далее, чего требовали, как немцы:  в одной из бесед немецкий посол Бернсдорф, проявляя повышенный интерес к этому вопросу, спросил у Расулзаде: «Не находит ли он нужным определить границы Азербайджана на конференции в Стамбуле»?, так и представители стран Антанты.

 

 

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)