Соотношение вооруженных сил в Черноморском регион

 
Продолжающийся украинский кризис и присоединение Крыма к России показали, что применение жесткой силы, каким бы постепенным оно ни было, остается одним из вариантов развития событий в регионе Черного моря. Присоединение Крыма привело к нарушению баланса безопасности в Черноморском регионе и представило нарастающую милитаризацию, характерную для этой территории, в новом свете. Все более активные действия ВМС заинтересованных сторон в Черноморском бассейне вновь привлекли внимание к важности морского аспекта региональной безопасности. Тем не менее военный потенциал стран Черноморского региона остается в высокой степени неравнозначным, а недавние события подчеркнули роль НАТО и Вашингтона в компенсировании российского военного потенциала в районе Черного моря. Помимо анализа расходов стран Черноморского региона на оборону, настоящая статья содержит исследование соотношения вооруженных сил в регионе, основанное на оценке и сравнении соответствующих потенциалов соседних стран.
Методы исследования
ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ:
увеличивающийся разрыв между членами НАТО и государствами «общего соседства»
В 2000-х гг. милитаризация Черноморского региона начала расти. При том что заинтересованные стороны выделяли на нужды обороны в среднем 2,5 % ВВП в год, с 2000 по 2015 гг. странами Черного моря на военные расходы в регионе выделялось в среднем 35,7 млрд долл. США в год.
Оценка военных расходов по базе данных СИПРИ
С 2000 по 2015 гг. военные расходы в Черноморском регионе в среднем составляли 2,5–2,4 % ВВП, а в 2007 г. был достигнут максимум в 3,1 %. В то время как в первой половине 2000-х военные расходы снижались, а в 2004 г. был достигнут минимум (2,3 % ВВП), вторая половина десятилетия характеризуется ростом расходов, начиная с 2005 г. и до 2008 г. После 2008 г., несмотря на российско-грузинский конфликт, экономический кризис положил конец росту милитаризации региона, и военные расходы на Черном море с 2008 по 2009 гг. резко (на 10 %) сократились в денежном выражении — с около 40 млрд долл. США до 36 млрд долл. США. В процентах от ВВП расходы стабилизировались в районе 3 %, что довольно высокий показатель. Наиболее заметные изменения наблюдались с 2008 по 2010 гг. В 2010 г. страны Черного моря потратили вооруженные силы 2,6 % ВВП, что в денежном выражении равняется примерно 34 млрд долл. США и представляет собой наиболее низкий показатель за период с 2005 г. Однако начиная с 2010 г. негативные последствия экономического кризиса стали отступать, и в Черноморском регионе вновь наблюдался существенный и постоянный рост военных расходов, в денежном выражении увеличившихся на 10 % — с 34 млрд долл. США в 2010 г. до 38 млрд долл. США в 2013 г.

Украинский кризис привлек внимание к значению стратегической составляющей «общего соседства» (Молдова, Украина, Армения и Грузия) для ЕС и НАТО с одной стороны и Российской Федерации с другой. Анализ военных расходов стран Черноморского региона, входящих в НАТО (Турция, Греция, Болгария и Румыния), и стран «общего соседства» (Молдова, Украина, Армения и Грузия) позволяет выявить две фундаментально противоположные реальности.

Полученные результаты неожиданны: военные расходы Турции сократились на треть — с 3,7 % в 2000 г. до 2,2 % в 2014 г. В Греции наблюдалась та же ситуация: в 2000 г. Афины выделили на оборону 3,6 % ВВП, а в 2014 г. — 2,2 % вследствие глубокого экономического кризиса, который пришлось испытать стране. Указанная тенденция еще более очевидна в Румынии, которая сократила свои расходы на оборону примерно наполовину, с 2,5 % в 2000 г. до 1,3 % в 2014 г. Крымский кризис заставил членов НАТО пересмотреть свое отношение к расходам на оборону, сниженным по причине экономического кризиса. В июне 2014 г. министр обороны США Чак Хэйгел призвал союзников увеличить свои военные расходы и инвестировать не менее 2 % ВВП в сферу обороны . В качестве реакции на украинский кризис Румыния, Польша, Литва и Латвия уже объявили о планах по увеличению своего оборонного бюджета. В мае 2014 г. премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что к концу года Румыния повысит свои военные расходы на 0,2 % . В январе 2015 г. новоизбранный президент Клаус Йоханнис пообещал, что к 2017 г. Бухарест увеличит свои оборонные расходы до 2 % ВВП и будет поддерживать их на указанном уровне до 2027 г. Без учета Инициативы по обеспечению безопасности Европы постоянное снижение инвестиций в оборону ставит под угрозу авторитет НАТО и выполнение альянсом гарантий безопасности.
В то время как оборонные расходы стран Черного моря, входящих в НАТО, начиная с 2000 г., стабильно снижались, страны «общего соседства» непрерывно вкладывали существенные объемы средств в наращивание своего военного потенциала.
В 2000 г. страны Черноморского региона, входящие в НАТО, тратили на оборону чуть больше 3 % ВВП, в 2014 г. их военные расходы резко упали до менее чем 2 %, т. е. за период с 2000 г. по 2014 г. они снизились более чем на 33 %. Снижение наблюдалось в течение всего периода, что нашло свое отражение и в суммах оборонных бюджетов: в 2000 г. было потрачено примерно 34 млрд долл. США, в то время как в 2014 г. — всего 27 млрд долл. США. Несмотря на российско-грузинский конфликт, в период с 2008 г. по 2011 г. оборонные расходы стран Черного моря, входящих в НАТО, постоянно сокращались (даже до наступления экономического кризиса) и достигли минимума в 2011 г., когда на оборону было выделено 1,8 % ВВП (26 млрд долл. США). Тем не менее с 2011 г. военные расходы немного возросли в денежном выражении и стабилизировались на уровне 1,9 % ВВП, не достигнув отметки в 2 %, рекомендованной альянсом для каждого из своих членов. С учетом указанных тенденций, с 2000 г. страны Черного моря, входящие в НАТО, стали скорее потребителями безопасности, нежели ее поставщиками.

В странах «общего соседства» наблюдались совершенно другие тенденции, несмотря на то, что выделенные ими суммы в долларовом выражении до 10 раз ниже, чем суммы, затраченные странами Черноморского региона, входящими в НАТО. Начиная с 2000 г. в указанных странах наблюдался стабильный рост расходов на оборону, с 2 % ВВП в начале десятилетия до 2,5 % в 2014 г. В денежном выражении военные расходы в течение того же периода увеличились более чем в два раза: оборонный бюджет стран «общего соседства» вырос с 2,6 млрд долл. США в 2000 г. до примерно 6,3 млрд долл. США в 2014 г., достигнув максимума за период с 2000 г. по 2014 г. Начиная с 2001 г. расходы на оборону постоянно росли вплоть до 2007 г., затем в период с 2008 г. по 2011 г. снизились, следуя той же тенденции, что и расходы стран Черноморского региона, входящих в НАТО. С 2011 г. оборонные расходы стран «общего соседства» начали расти в денежном выражении, в то время как в процентах от ВВП остались примерно на том же уровне — около 2,4—2,5 %. В отличие от стран Черноморского региона, входящих в НАТО, страны «общего соседства» за последние 14 лет существенно увеличили свои военные расходы. Тем не менее указанные тенденции не дают нам точного представления о соотношении расходов на оборону.

Два основных «лидера» по военным расходам среди стран «общего соседства» — это Грузия (первое место) и Армения (второе место). Военные расходы Тбилиси выросли с 0,6 % ВВП в 2000 г. до 2,3 % ВВП в 2014 г., достигнув своего максимума в 9,2 % в 2007 г., непосредственно перед российско-грузинским конфликтом. Армения увеличила свой оборонный бюджет более чем на 10 %, с 3,6 % в 2000 г. до 4,2 % в 2014 г. Этот небольшой рост, тем не менее, не отражает реалии оборонной сферы Армении, так как Ереван получает военную и оборонную поддержку от Москвы, а на территории Армении расположена российская военная база. Молдове удалось сохранить свой оборонный бюджет на стабильном уровне — 0,4 % ВВП, в то время как Украина постоянно снижала свои военные расходы — с 3,6 % в 2000 г. до 3,1 % в 2014 г. Результаты анализа расходов стран «общего соседства» позволяют сделать как минимум два вывода. Во-первых, во всех четырех странах имеются либо замороженные конфликты различной степени интенсивности, либо напряженные отношения с одной из соседних стран. Тем не менее существование подобных конфликтов не препятствует поддержанию относительно низкого уровня военных расходов (Молдова) или даже сокращению оборонного бюджета (Украина). Во-вторых, учитывая тенденции военных расходов Украины, график подтверждает, что если Украина вступит в НАТО, Киев станет скорее потребителем безопасности, нежели ее поставщиком.

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)