ЧЕМУ РАВНЯЕТСЯ «3+3»?

Зара ГEВОРКЯН

Карта кавказской зоны с положениями Georgia, Армении, Азербайджана, России  Турции и Ирана Иллюстрация вектора - иллюстрации насчитывающей индюк,  национально: 93394487

Озвученный на днях посыл министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что «обсуждается возможность создания формата «3+3″ с участием Армении, Азербайджана, Грузии, Ирана, России и Турции», вызвал многочисленные комментарии в экспертной среде. Заявив о позитивном отношении Ирана к вышеупомянутой инициативе, Лавров добавил: «Работаем с нашими армянскими коллегами. Рассчитываем, что и Грузия, несмотря на все переживаемые ей проблемы, сможет увидеть свой коренной интерес в создании такого механизма консультаций и согласовании решений по ускоренному развитию региона Южного Кавказа, который долгое время сдерживал свое развитие из-за сохраняющихся здесь конфликтов».

«ДЕ-ФАКТО, ЭТО, КОНЕЧНО, инициатива Турции, — сказал в беседе с корр. «ГА» военный эксперт Айк НАГАПЕТЯН. — Суть в том, что региональные государства стремятся избавиться от стран, имеющих в регионе Южного Кавказа свои интересны и действенные механизмы влияния, чтобы их проталкивать. Речь, в первую очередь, о США, странах Евросоюза и Израиле. То есть формат «3+3» означает, что в реализации политических, экономических дипломатических, пропагандистских, военных отношений с тремя южнокавказскими республиками другие государства не должны участвовать. А должны участвовать их соседи — Россия, Иран и Турция.

Насколько им выгоден подобный формат? России он выгоден «выбыванием» из региона стран, которые долгое время играли здесь значимую роль, зачастую весьма деструктивную. России выгодно, чтобы из региона ушли США, страны ЕС и особенно Великобритания. Ирану также выгодно отсутствие в регионе таких стран, как США и Великобритания, обладающих рычагами влияния на региональные процессы.

Что мы видим в случае Турции? Это страна НАТО, однако усиливаясь и обретая все большее влияние в регионе, она демонстрирует элементы самостоятельности. И если не сегодня, то завтра Турции также будет выгодно, чтобы на Южном Кавказе ей не отводилась роль инструмента в руках США и Англии в решении региональных вопросов и Анкара, напротив, могла участвовать в них с выгодой для себя. Так что,  Турция также заинтересована в том, чтобы влияние Запада в регионе существенно ослабло при условии усиления ее собственного влияния.

Таким образом, формула «3+3″ выгодна России, Ирану и Турции, стремящимся к тому, чтобы какое-либо государство или наднациональные структуры извне не имели влияния на Южном Кавказе».

Насколько три южнокавказские республики смогут в таком формате самостоятельно решать свои важнейшие стратегические задачи? По словам Нагапетяна, Армения, Грузия и Азербайджан в данном раскладе находятся платформой ниже.

«Геополитические и региональные задачи, будь то вопросы, касающиеся нефтепроводов, газопроводов, дорог, экономического развития, инвестиций, дипломатических отношений и т.д. – политика в целом будет определяться не в этих республиках, а в тех, что находятся платформой выше. Это Россия, Иран и Турция, — считает политолог. — Армении, Грузии и Азербайджану придется так или иначе приспосабливаться к их решениям.

Хочу акцентировать, что это касается и победившего в 44-дневной войне Азербайджана. Кажется, что он силен. Израиль делает все, чтобы Азербайджан стал противовесом Ирану, однако это лишь желания и мечты Израиля. Никогда, ни в плане ресурсов, ни в плане мотивации не может быть противовесом шиитскому Ирану страна, подавляющее большинство население которой – шииты. Полагаю, Ильхам Алиев  понимает, что, если будет война с Ираном, он может запросто в одночасье потерять власть, потому что в стране вспыхнет антиправительственный бунт. Это реально…»

В КОНТЕКСТЕ ГРУЗИИ, КОТОРАЯ, как считают многие аналитики, никогда не пойдет на союз с Россией, не все так однозначно, отмечает Айк Нагапетян. 

«Грузия понимает и другую простую истину. Если так или иначе между Арменией и Азербайджаном будет подписан мирный договор, даже и не выгодный для Армении (это отдельная тема), в таком случае в блокаде оказывается Грузия. Сегодняшнее руководство страны осознает: без восстановления дипломатических, экономических, политических, культурных, бизнес связей с Россией единственный путь для Грузии – последовать примеру Аджарии. Которая сегодня полностью управляема турецким капиталом – то же самое будет по всей Грузии.

Если к этому приплюсовать миллионы проживающих в этой стране азербайджанцев, то очевидно, что в любой момент может вспыхнуть пожар, который будет поддержан и подпитан Азербайджаном. И Грузия станет мишенью для ударов в нескольких направлениях. Лучшее доказательство того, что в Тбилиси понимают озвученные реалии – попытки тем или иным образом наладить отношения с Россией. И именно поэтому Запад пробует избавиться от нынешних грузинских властей, используя в качестве инструмента уже неоднократно использованный фактор Михаила Саакашвили.

Цель Запада – посредством Саакашвили убрать действующие власти и, соответственно, обвалить процесс налаживания грузино-российского диалога. То, что Саакашвили в данный момент сидит в тбилисской тюрьме, не имеет никакого значения – это своего рода «флаг», вокруг которого действительно могут собраться силы, особенно те, что подпитываются, направляются и контролируются западными спецслужбами и мозговыми центрами», — заключил эксперт.

https://www.golosarmenii.am/article/131267/chemu-ravnyaetsya-33

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)