Ноль проблем с Россией: куда привела Турцию ее многовекторность

Ноль проблем с Россией: куда привела Турцию ее многовекторность

Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын накануне заявил, что действия России на Украине неслучайны — им предшествовали недружественные шаги Запада и расширение НАТО. По его словам, Анкара тоже выступает против «неправильного» мирового порядка.

Калын добавил, что Турция периодически получает запросы от Запада относительно антироссийских санкций, однако республика защищает свои интересы и не намерена объявлять рестрикции против РФ. Введение санкций нанесет больше ущерба экономике Турции, нежели России, констатировал пресс-секретарь президента Эрдогана.

Несмотря на открытость к диалогу с Москвой, Анкара поставляла ВСУ свои БПЛА «Байрактар» и крайне резко осуждала воссоединение Крыма с Россией. Также поступали сообщения об отправке турецких военных специалистов на Украину для ведения боевых действий на стороне Киева.

Международная редакция Федерального агентства новостей обсудила многовекторную внешнюю политику Анкары и подход руководства республики к украинскому конфликту с директором Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, старшим научным сотрудником ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, тюркологом Виктором Надеиным-Раевским.

Субъектность Турции

По словам эксперта, в настоящее время президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган демонстрирует политику, ориентированную полностью на национальные интересы. Политолог напомнил, что значительную роль в этом играет армия республики, которая является второй по численности в НАТО после ВС США.

«Это натренированная армия, которая ведет борьбу с партизанами с 1984 года. У них есть определенный навык ведения боевых действий с достаточно специфическим противником. Политика Эрдогана нетипичная для натовской страны. С одной стороны, он верный союзник НАТО — Турция постоянно старается это демонстрировать. С другой стороны, Эрдоган выходил за все предписанные Вашингтоном рамки», — отметил Виктор Надеин-Раевский.

Ноль проблем с Россией: куда привела Турцию ее многовекторность
Фото: msb.gov.tr / Министерство обороны Турции

При этом собеседник ФАН обратил внимание на то, что Анкара проявляла свою субъектность еще до прихода к власти ныне правящей «Партии справедливости и развития» (ПСР) в 2002 году. В частности, в 1991 году республика не предоставила свои вооруженные силы для участия в коалиционной операции «Буря в пустыне». Более того, тогда действия с турецкой территории были фактически запрещены Великим национальным собранием Турции (ВНСТ).

По словам тюрколога, с восхождением партии Реджепа Тайипа Эрдогана Анкара стала более активно проводить политику, ориентирующуюся как на Запад, так и на Восток. Так, была провозглашена доктрина «ноль проблем с соседями», которая заключалась в соблюдении миролюбивой политики за пределами Турции. Хотя впоследствии данный принцип стали иронично называть «ноль соседей без проблем», это было новое слово в международной политике, отмечает Виктор Надеин-Раевский.

Непростые отношения с США

По мнению собеседника ФАН, попытка государственного переворота 15 июля 2016 года стала во многом переломным моментом в отношениях Анкары и Вашингтона. Турецкие власти заявили, что военные, которые несли службу на авиабазе НАТО «Инджирлик», были причастны к подготовке путча. В происходящем власти республики обвинили Соединенные Штаты.

После путча Эрдогану стало ясно, что нужно закрывать небо своими силами и возможностями. После того как США отказались предоставлять ЗРК Patriot, турки обратились к России и приобрели системы ПВО С-400. С тех пор разлад в отношениях Анкары и Вашингтона стал более явным, считает Надеин-Раевский.

«Кроме того, кризисом было и требование экстрадиции из США Фетхуллаха Гюлена, крайне популярного в мусульманском мире проповедника. К тому же, это был человек, возглавлявший, пожалуй, крупнейшее религиозное объединение в Турции. Хотя Гюлен это отрицает, но он стоял у колыбели создания движения “Нур” (сообщество “Нурджулар” запрещено в РФ и признано экстремистским — Прим. ред.). Это движение имеет от двух до пяти миллионов сторонников в Турции. Благодаря значительной поддержке Гюлена партия Эрдогана пришла к власти. Но их пути разошлись. Эрдогана раздражал старик со своими постоянными нравоучениями и требованиями борьбы с коррупцией. Да, есть национальные интересы Турции, а в данном случае они разошлись с интересами Америки», — рассказал тюрколог.

К слову, Анкара считает проживающего с 1999 года в Пенсильвании Фетхуллаха Гюлена и его сторонников организаторами военного переворота, хотя сам проповедник отрицает свою причастность к путчу.

«Затем Турцию отстранили от участия в программе [истребителей-бомбардировщиков] F-35, где у них было по крайней мере 900 компонентов создания этого истребителя. Это были узлы, которые производили турецкие компании. Турция достаточно высокоразвитая страна в сфере технологий. Для турок это было оскорбительно и обидно, но требование отказаться от С-400 они так и не поддержали», — констатировал Надеин-Раевский.

С тех пор Анкара активно развивает сотрудничество с Москвой. В частности, в 2020 году был запущен газопровод «Турецкий поток», крайне выгодный для республики. Кроме того, в провинции Мерсин по российскому проекту ведется строительство АЭС «Аккую». По словам собеседника ФАН, попытки Эрдогана вести многовекторную политику оказались достаточно успешными. Фактически Турция стала единственной страной НАТО, которая проводит довольно самостоятельную внешнюю политику.

Три акцента внешней политики Турции

Как объяснил Виктор Надеин-Раевский, нынешние власти Турции руководствуются тремя ключевыми направлениями. Во-первых, это разжигание пантюркистских настроений (идея консолидации всех тюркских народов в единое государство Туран) в странах и регионах с преимущественно тюркоязычным населением.

«Сейчас речь идет не об общей империи, а о тюркском объединении. Даже армию Турана еще планировали создавать. Правда, эту идею в свое время притормозил [экс-лидер Казахстана Нурсултан] Назарбаев. Но эта идея экспансии на Восток является у турок одним из основных внешнеполитических приоритетов», — объяснил политолог.

Вторым направлением турецкой внешней политики является неоосманизм, который выражается в наращивании политического влияния Анкары в странах, ранее входивших в состав Османской империи. Правда, как отметил собеседник ФАН, такие настроения популярны только в самой Турции, поскольку арабы и другие народы не хотели возвращения в состав Порты.

Ноль проблем с Россией: куда привела Турцию ее многовекторность
Фото: Depo Photos/Keystone Press Agency/Globallookpress

Третьим «столпом» политики Анкары, добавил Надеин-Раевский, является исламистское направление, то есть усиление влияния посредством религиозного фактора. По словам востоковеда, в этом отношении правящая в Турции ПСР в духовном и идеологическом плане близка к «Христианско-демократическому союзу» в Германии.

Украинский кризис

Интересы Турции и России нередко пересекались в военных конфликтах в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе. Тем не менее лидерам двух держав удавалось договориться и воздержаться от открытой конфронтации. С начала спецоперации ВС РФ на Украине Анкара стала единственным членом НАТО, которая не ввела рестрикции против Москвы. Более того, руководство республики резко выступало против санкционной политики и критиковало «вспышку» русофобии, которая охватила Запад.

В то же время считать, что Турция заняла сторону Москвы, было бы неверно. Анкара активно поддерживала киевские власти на протяжении последних лет, договорилась о совместном производстве беспилотников с Украиной, а также выстраивала теплые отношения с так называемым «Меджлисом крымскотатарского народа»* (запрещенная в РФ экстремистская организация).

«Украинский конфликт турки считают принципиальным для себя и для своей политики. Они категорически отрицают принадлежность Крыма к России. Понятно, что они мечтают, чтобы он перешел под турецкое влияние. Это соответствует пантюркистским устремлениям и ностальгическим настроениям о былой мощи Османской империи. С другой стороны, это чисто шкурный момент. «Байрактары» дают им деньги. Правда, наши [военнослужащие] научились с ними справляться еще в Сирии. Достаточно успешно мы ведем эту борьбу и сейчас [на Украине]», — объяснил Виктор Надеин-Раевский.

Политолог также напомнил о том, что источники Telegram-канала «WarGonzo» сообщали о прибытии 3 000 ультраправых турецких националистов движения «Серые волки» на территорию Украины для участия в боевых действиях на стороне Киева.

«Судя по тому, каких пленных берут ВС РФ и их союзники, турецких граждан я пока что-то не встречал. А 3 000 — это достаточно большой контингент. Эти люди достаточно хорошо подготовленные, умеющие обращаться с теми же “Байрактарами” и имеющие боевой опыт как в Сирии, так и в своей стране против курдских партизан», — сказал тюрколог.

Таким образом, Анкара заявляет о том, что имеет хорошие отношения и с Киевом, и с Москвой. С одной стороны, Турция не признает Крым российским и выступает за территориальную целостность Украины, с другой — подчеркивает партнерские отношения с РФ и не собирается отказываться от сотрудничества с нашей страной.

  • * — запрещенная в РФ экстремистская организация
  • https://riafan.ru/23508220-nol_problem_s_rossiei_kuda_privela_turtsiyu_ee_mnogovektornost
Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)