КАРО АЛАБЯН. ПОРТРЕТ К ЮБИЛЕЮ

К 125-летнему юбилею выдающегося архитектора и общественного деятеля Каро Семеновича Алабяна в издательстве «ВМВ-принт» вышла в свет книга «Каро Алабян. Власть факта». Авторы — российский журналист, писатель, ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований Валерия ОЛЮНИНА и архитектор, журналист, художник Павел ДЖАНГИРОВ.

КАРО АЛАБЯН РОДИЛСЯ В 1897 ГОДУ В ЕЛИЗАВЕТПОЛЕ ( ГАНДЗАК) в семье небогатого купца. Отец умер рано, мать зарабатывала на жизнь шитьем и стиркой белья. После смерти кормильца семья перебралась в Тифлис, где Каро поступил в семинарию Нерсесян, обучение в которой было бесплатным. Семинария в Тифлисе имела хорошую репутацию. Из ее стен вышли многие известные деятели армянского просвещения: философы, историки, политики, литераторы, художники, музыканты. Наряду с духовными предметами изучались общеобразовательные дисциплины, иностранные языки, история, география, педагогика.

Замечательные способности Алабяна проявились уже в семинарии. Он занимался лепкой, рисованием, учился искусству вокала у знаменитого профессора консерватории Н. Воль-Левицкого и мог стать певцом, если бы не революционные события в России, которые охватили и Закавказье. В семинарии началась дружба Алабяна с Анастасом Микояном, которой оба оставались верны всю жизнь.

Революцию 1917 года Каро Алабян встретил с воодушевлением. В 1918–1919 годах он редактировал революционные газеты. Выпустил серию иллюстраций к произведениям Егише Чаренца. В 1920-м Алабян был назначен ответственным секретарем Кубано-Черноморского обкома КП (б).

В 1923 году ЦК Компартии Армении направляет Каро Алабяна учиться в Москву, где он поступает на архитектурное отделение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Стройный молодой человек с красивой волнистой шевелюрой, выразительными светлыми глазами, густыми ресницами, с глубоким тембром голоса, в длинном полушубке из черных козьих шкур мехом вверх сразу привлек внимание сокурсников и быстро стал центром притяжения, душой студенческого общества. «В характере Алабяна была еще одна привлекательная черта, – вспоминал скульптор В.И. Ингал. – В нем жила вера в товарищей, в их силы и преданность делу». Но тогда еще никто не мог предположить, что студент ВХУТЕМАСа Каро Алабян станет символической фигурой советской архитектуры 1930–1950-х годов.

СВОЮ ОСНОВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОН ОСУЩЕСТВЛЯЛ В МОСКВЕ И В ЕРЕВАНЕ. По его проектам в столице СССР были построены Центральный академический театр Российской армии, морской вокзал в Сочи, железнодорожный вокзал в Воронеже, большой жилой массив в Москве и др. Каро Семенович участвовал в разработке Генплана реконструкции Москвы, восстановлении главной улицы Киева — Крещатика. Нескончаемая энергия и творческий потенциал Каро Семеновича восхищали не только весь Советский Союз, но и зарубежных коллег и ценителей прекрасного. В 1939 году по его проекту построили павильон СССР в Нью-Йорке, после чего он был удостоен звания «Почетный гражданин Нью-Йорка».

Первые самостоятельные работы были осуществлены в столице Армении совместно с известными архитекторами Геворгом Кочаром и Микаэлом Мазманяном. По их совместным проектам в Ереване были построены Клуб строителей (сегодня Русский театр), дом Главного геологоразведочного управления, известный в 30-ые годы жилой «Шахматный дом» Электрохимического треста, жилые здания и др.

В беседе с корр.»ГА» Павел Джангиров отметил, что формат повествования предполагал приоритетность архивных документов, публикаций из старых журналов и газет, которые могли бы пролить свет на факты жизни и творчества мастера, часто подающихся в искаженной форме.

«Мы с Валерией Олюниной просмотрели массу прессы с 1925 по 1960 годы, множество специальной и даже художественной литературы, письма и документы, протоколы и стенограммы заседаний из ереванских и московских архивов, воспоминания людей, работавших с ним, — сказал П.Джангиров. — Расширенный охват темы позволит читателю познакомиться не только с биографией лично Каро Алабяна, но и с атмосферой в архитектурной среде и в обществе в целом. Борьба с конструктивизмом, утверждение «сталинского ампира», «хрущевская революция» в архитектуре и строительстве – этапы, через которые прошел герой нашего повествования. Будучи видным общественным и партийным деятелем, он часто принимал непростые решения, которые влияли на судьбы коллег и других людей, обращавшихся к нему за помощью и содействием.

Читая статьи, выступления Каро Семеновича, его размышления по тем или иным вопросам, поражаешься, какой широкий спектр проблем охватывала его деятельность, как он успевал все это. И тогда понимаешь незаурядность личности этого человека.

Нам было непросто в ситуации массового подорожания найти финансовые средства для издания книги. Но помогли неравнодушные люди в Москве, в Ереване и даже из-за рубежа, для которых укрепление российско-армянских культурных связей не просто декларация. Благодаря им мы достойно встретим юбилей нашего выдающегося соотечественника».

«Идея написать книгу о Каро Алабяне возникла, когда директор Музея-института архитектуры им. Александра Таманяна Марк Григорян предложил ознакомиться с архивом Каро Алабяна, хранящимся у них, — рассказывает В.Олюнина.- Он поделился также ранее не публиковавшимися ценными воспоминаниями его прославленного деда, архитектора Марка Владимировича Григоряна. Идея была поддержана и Палатой архитекторов Армении, и лично ее председателем Мкртичем Минасяном.

Эта книга для меня была самой сложной, так как в нее была заложена обширная фактура, и приходилось разбираться в архитектурных течениях того времени и борьбе между творческими объединениями. Думаю, что ее ценность заключается еще и в том, что мы с Павлом принадлежим к разным поколениям. Он – член Союза архитекторов Армении, много лет работал в институте «Ереванпроект», знал и общался с теми, чьи имена встречаются в книге. Моей задачей было оказать ему поддержку в добывании ценных сведений как из архивов, так и с самих алабяновских объектов Москвы, в описании деталей, которые бы помогли воссоздавать дух времени. Так, например, ажурное литье с потолков Дворца пионеров на Стопани (1937 г.) мы с его сотрудниками нашли не сразу, зато потом нам удалось идентифицировать и те помещения, над оформлением которых работал Каро Алабян.

Личность Каро Семеновича Алабяна многогранна и противоречива. В процессе работы мы пытались дать максимально объективную оценку не только его проектам, которые он разрабатывал один или в авторском коллективе, но и его деяниям как крупного руководителя сталинского времени».

В КНИГЕ 420 СТРАНИЦ, 170 ФОТОГРАФИЙ, РАССКАЗЫВАЮЩИХ не только о деятельности зодчего, но и о Каро Алабяне как человеке. О нем оставили теплые воспоминания академик Вараздат Арутюнян, архитекторы Марк Григорян, Джим Торосян.

Ну и, конечно, книга рассказывает о личной жизни Каро Семеновича. Зодчий был женат на одной из самых красивых и известных советских актрис — Людмиле Целиковской, с которой познакомился в доме своего давнего друга, режиссера Театра им. Евгения Вахтангова Рубена Симонова. В 1924 году Симонов и Алабян вместе работали над спектаклем по пьесе А. Пароняна «Дядя Багдасар» и сохранили дружбу на всю жизнь.

Алабян искренне восхищался Людмилой, был заботлив и напорист, внимателен и учтив. Устоять актриса не смогла. Своего тогдашнего мужа, актера Михаила Жарова она сразу же поставила в известность о том, что полюбила другого. Каро Алабян и Людмила Целиковская стали мужем и женой, и вскоре исполнилась главная мечта актрисы – стать мамой. Людмила Васильевна успешно совмещала работу и семью, успевая заботиться о муже, воспитывать сына, вести хозяйство и при этом играть в театре и сниматься в кино. Но счастливую жизнь молодой пары испортил нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия.

После Второй мировой войны в Москве началось проектирование сталинских высоток, и на одном из совещаний по этому вопросу Алабян не согласился с мнением Берии. Нарком внутренних дел СССР резко отреагировал на мнение архитектора и затаил обиду. В скором времени Алабян был исключен из состава участников разработчиков проектов высоток и снят со всех занимаемых постов. Но Берия на этом не остановился. Выяснилось, что направленный на работу в мастерскую Алабяна архитектор оказался «японским шпионом», которого арестовали. Следующим, по плану Берии, должен был стать Алабян. В дело вмешался министр торговли СССР Анастас Микоян, которого связывала с Алабяном давняя дружба. Осознав степень опасности, Микоян без объяснения причин отправил Каро Алабяна в Армению.

Только в 1953 году, после смерти Сталина, Алабяну и Целиковской дали квартиру в Москве и разрешили вернуться к любимой работе. В 1955 году актриса была удостоена премии «Серебряный лев» Святого Марка на кинофестивале в Венеции за роль в фильме «Попрыгунья» Самсона Самсонова. Но счастье оказалось недолгим – четыре года спустя Каро Алабян скончался от онкологического заболевания.

Целиковская пережила Алабяна на 33 года: актриса скончалась в 1992 году и, согласно ее желанию, была похоронена рядом с тем, кого любила больше всех.

Нынешняя книга стала третьей в ряду совместных проектов Олюниной и Джангирова, посвященных выдающимся деятелям армянской культуры. Первая, «Львы Мологи. По русским следам Александра Таманяна», вышедшая в 2019 году, рассказывает о российском периоде деятельности великого зодчего. Вторая, «Фрунзе Довлатян. На излете оттепели» (2021 г.), раскрывает творчество одного из талантливейших армянских кинематографистов.

Отметим, что творческий тандем Джангиров–Олюнина получил высокие оценки у творческой интеллигенции Армении и России. Читатели прежде всего благодарят за то, что российские архивные документы, ставшие недоступными после развала СССР, возвращаются в Армению в виде книг. В то же время российские читатели получают возможность получить доступ к армянским архивам.

https://www.golosarmenii.am/article/155256/karo-alabyan—portret-k-yubileyu

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)