«ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПРЯМАЯ УГРОЗА ЖИЗНЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ ИРАНА»

Зара ГEВОРКЯН

 

«Заявление Байрамова — попытка оказать пропагандистское и политическое давление на Армению», — говорит в беседе с «ГА» заведующий кафедрой иранистики факультета востоковедения ЕГУ Вардан ВОСКАНЯН.

— Бывший посол Ирана в Армении Касем Саджади сообщил о переброске Турцией ближневосточных террористов в Азербайджан, ближе к границам с Ираном, заявив, что это недопустимо. «Вслед за Грецией, Кипром, Арменией, Сирией и Ираком Турция теперь проявляет зловещую активность у границ Ирана», — заявил Саджади, добавив, что Турция играет с огнем. Это ведь не заявление ради галочки?

— Вовсе нет — это очень важное заявление, тем более учитывая тот факт, что прозвучало оно из уст иранского дипломата высокого ранга, работавшего в Армении. Из слов Саджади очевидно, что иранская сторона всерьез обеспокоена активностью террористов на территории Азербайджана — террористов, непосредственным спонсором которых является Турция, точнее, режим Эрдогана. В плане этого заявления важно также то, что это мессидж Армении и России в контексте возможности создания уникальной совместной площадки борьбы с терроризмом. Видно, что иранская сторона заинтересована в том, чтобы сотрудничать в этом деле с Арменией. Вышеупомянутые террористические группы Иран воспринимает как угрозу не только для себя, но и для Армении и России. Плюс, печальный опыт 44-дневной войны показал, что проблема террористов для нашего региона — зафиксированный факт, и никто не может быть уверен в том, что наемники-террористы были выведены с территории Азербайджана или оккупированной приаракской зоны. Так что, повторюсь, здесь появляется возможность создания уникальной площадки для сотрудничества Ирана, Армении и России в деле борьбы с терроризмом.

— А что скажете по поводу заявления главы МИД Азербайджана Байрамова о том, что у Азербайджана есть альтернатива для связи с Нахиджеваном посредством Ирана через реку Аракс, в обход Армении, после чего некоторые эксперты заговорили, мол, турки отказались от «коридора»?

— Ни от чего они не отказались. Заявление Байрамова — попытка оказать пропагандистское и политическое давление на Армению, тем самым раскрывая суть планов Ильхама Алиева и Эрдогана, мечтающих о «коридоре». Никакой другой логики в этом заявлении нет. Связь между Азербайджаном и Нахиджеваном в течение всего постсоветского периода обеспечивалась как раз через территорию Ирана — здесь нет ничего нового. Просто турки захотели воспользоваться ситуацией и, оказав на Армению давление, пытаются сохранить эту дорогу с использованием оккупированных арцахских территорий в приаракской зоне, сделав ее короче. Речь идет о месте стыка трех границ, откуда, перебравшись через Аракс на территорию Ирана, турки сократят примерно на 100 км весь путь, который до этого проходил через Иран. Говорят о строительстве одного моста, но есть сведения, правда неподтвержденные, что планируется построить два моста и якобы установить еще и железнодорожное сообщение через Иран с Нахиджеваном. Не думаю, что подобные планы будут реализованы.

— На данный момент «коридор» все равно актуален, турки будут его добиваться?

— Однозначно — да! Кстати, это ведь только нынешнее название — «Зангезурский коридор». Если внимательно проследить историю возникновения данного термина, то можно увидеть, что вначале с турецкой и азербайджанской стороны «коридор» носил название «туранского». Как в Армении, так Иране и России опасения возникли уже от самого названия, тогда «коридор» стали называть сначала «нахичеванским», потом «зангезурским». Цель азербадйжано-турецкого тандема — заполучить коридор не для того, чтобы обеспечить связь между материковым Азербайджаном и Нахиджеваном, а чтобы обеспечить выход Турции в прикаспийский регион, а через Азербайджан и Каспийское море еще и в Центральную Азию. В этом заключается один из основных пунктов туранской программы, упорно продвигаемой эрдогановским режимом. В ее реализации «коридор» играет важную роль и является одним из ключевых векторов азербайджанской и турецкой внешней политики. Между тем, подобная активность противоречит интересам не только Армении, но также России и Ирана. Потому что, если не дай бог, турки этот «коридор» получат, Иран будет отрезан от единственной альтернативной границы и фактически с северо- запада будет окружен азербайджано-турецкой единой территорией. А выход Турции в Центральную Азию — прямая угроза интересам России и Китая. То есть, здесь у Армении есть очень хорошее поле для маневра — не только для того, чтобы не допустить создания так называемого Зангезурского коридора, но для того, чтобы создать своего рода союз против всех вышеуказанных программ и веяний турецкой внешней политики.

— Существует вариант, при котором «коридор» будет взят войной?

— Надо быть идиотом, чтобы после прямого предупреждения Верховного лидера Исламской революции, сделанного лично Эрдогану, пойти на такое, попытавшись заполучить «коридор» войной. Аятолла Али Хаменеи четко заявил, что граница между Ираном и Арменией имеет историю тысячелетий, и Иран ни в коем случае не допустит, чтобы связь между Арменией и Ираном прервалась. Если учесть позицию, занимаемую Верховным лидером Исламской революции в политической системе Ирана, подобное заявление, кроме того, что стало мессиджем Эрдогану, еще и надо воспринимать как четкое указание всем иранским политическим деятелям, политическим институтам и СМИ. На самом высоком уровне Иран заявил, что такого развития событий страна ни в коем случае не допустит. Потому что это прямая угроза жизненным интересам Ирана.

https://www.golosarmenii.am/article/155905/potomu-chto-eto-pryamaya-ugroza-zhiznennym-interesam-irana

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)