Иран никогда не отступит от своих прав в вопросе «Зангезурского коридора»

Саркис Саркисян

На вопросы  медиахолдинга  «Иравунк»   отвечает  иранский аналитик и журналист Хаял Муаззин

-Некоторые СМИ утверждают, что министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов во время встречи со своим иранским коллегой Гусейном Амир-Абдуллахианом, в рамках 26-ого заседания Совета министров ОЭС,  договорился о юридическом оформлении так называемого «Зангезурского коридора». Насколько это утверждение может соответствовать действительности?

-Я могу сказать, что информации о деталях этой встречи в СМИ было недостаточно, заявления представителей обоих государств после встречи были весьма позитивными, и казалось, что им удалось прийти к какому-то общему знаменателю. Но потом вы знаете, что произошел известный инцидент с нападением на посольство Азербайджана. Я думаю, что результат вышеуказанной встречи был не во благо для сил, которые хотели спровоцировать войну в регионе, поэтому они попытались внести разлад между двумя странами. Тактика игры противника не меняется,  эту тактику разыграли и между Россией и Турцией. Если помните, убили российского посла Андрея Карлова на глазах у мировой общественности. Но главы двух стран знали об этой тактике и не пошли на поводу у врага. Теперь та же игра повторилась в Иране. Что касается вопроса «Зангезурского коридора», то могу сказать, что Иран никогда не отступит от своих прав. У Ирана есть условия, связанные с этим коридором. Одним из этих условий является то, что управление условным коридором будет у Армении, а Иран будет иметь влияние на его эксплуатацию.  Это очень важно для Ирана как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения геополитики. Если эти условия не будут выполнены, Иран не сделает ни шагу назад в этом плане.

-Как признавал Збигнев Бжезинский в своей «Великой шахматной доске», Тегеран является «принципиально важным» геополитическим игроком, проявляющим значительную геостратегическую активность. Как вы считаете, насколько геостратегическая активность Ирана может переместиться на север?

-Иран является одним из важнейших факторов в регионе, без Ирана не может быть решен ни один политический вопрос, например, в случае с Сирией,  Эрдоган сам попросил у Ирана  выступить посредником между Башаром Асадом и Эрдоганом, а международное влияние Ирана увеличивается день ото дня, и враг это прекрасно понимает. Поэтому и пытаются уменьшить мощь Ирана, но всегда ошибаются,  потому что народ Ирана и особенно новое молодое поколение прекрасно понимает,  какие уловки кроются под коварным лозунгом Запада о свободе человека и демократии. Сегодня Иран продолжит наращивать свою мощь в регионе, а в новом мировом порядке Иран входит в список важных стран. Мы уверены, что наши отношения с Китаем и Россией выйдут на уровень стратегических.

— В нынешних региональных процессах весьма активны Турция и Иран, которые, несомненно, придерживаются разных позиций. Турция — военно-политический союзник Азербайджана. Между тем Иран выступает с позиции сохранения стабильности в регионе. Не приведёт ли различная трактовка ситуации этими влиятельными региональными игроками к ещё большей неопределённости в Закавказье?

-Я думаю, что есть система, называемая «государственным умом» Турции, и она никогда не допустит войны с Ираном,  или переворота в стране, и скажу почему. Стабильность и процветание двух  стран связаны друг с другом, как цепочка, и  если что-то произойдет в Иране, это окажет большое влияние на Турцию,  и/или событие, которое может произойти в Турции, будет сильно  влиять на Иран. Точно так же, как когда Америка хотела совершить переворот в Турции, Иран предотвратил это. Наш великий генерал Касим Сулеймани был в ту ночь в Турции и спас страну от переворота. Последние события показывают, что Турция не имеет возможности начать новый конфликт и не находится в подходящей для этого политической среде. Турция будет занята решением своих внутренних проблем в течение ближайших нескольких лет. Землетрясение привнесло большие трудности во внутреннюю политику Турции.

 

— В иранской прессе очень активно обсуждается тема пробуждения национального самосознания талышей, проживающих на северо-востоке Азербайджана. Можно ли это рассматривать в контексте политики Ирана в регионе Южного Кавказа?

-Как я уже упоминал выше, события, которые могут произойти в соседних странах, могут иметь большое влияние на саму страну. Иран никогда не хочет проблем в соседних странах. Политика нового правительства Ирана заключается в восстановлении отношений с соседями, и Иран не вмешивается во внутренние проблемы любой другой страны. Это можно рассматривать как ответ на то, что Азербайджан поднял тему Южного Азербайджана в новостях, опубликованных в СМИ. Потому что между двумя странами идет информационная война.

-Западные аналитики, готовящие активную часть гибридной войны против Москвы, изначально предполагали, что в условиях глобального мирового кризиса соблазнят Тегеран перспективой того, что Вашингтон в итоге вернется в рамки иранского ядерного соглашения. В теории Ирану это должно было сулить некие весьма существенные преференции, от которых было бы трудно отказаться. Вы наблюдаете попытки переманить Иран на свою сторону?

-В мировой политике и конкретно во внешней политике каждой страны всегда есть важный момент, который заключается в том, что между странами нет дружбы, а есть только собственная политическая  выгода.  Нет сомнений, что Иран в первую очередь  думает о своих интересах, но Иран никогда не ставит под сомнение свои отношения с Россией, которая является его близким партнёром, поскольку Иран никогда не доверял Америке и никогда не будет доверять ей.  Позвольте мне объяснить точку зрения нынешней иранской политики, в том числе и  обсуждение СВПД(СВПД также известно как Соглашение по иранской ядерной программе -политическое соглашение между Ираном и группой государств, известных как 5+1, относительно ядерной программы Ирана(прим.-Ред)). Иран прекрасно понимает, что Америка не будет придерживаться этого соглашения и не придет ни к какому соглашению. Иран просто показывает истинное лицо Америки на международном уровне и то, что мы никогда не отказывались от переговоров. Это просто двуличная Америка, которая убегает от стола переговоров.

 

-В  пасьянсе, который увлеченно раскладывают для Еревана и Баку западные страны (привлекая, конечно, и натовскую Турцию), достаточно прозрачно прочитывается стремление Вашингтона заменить тут Москву и Тегеран Анкарой. А иранская дипломатия отнюдь не является начинающим и наивным игроком за этим ломберным столиком. Можно ли считать, что многовековая борьба Ирана с Турцией за влияние в регионе отнюдь не канула в лету?

-Как я уже говорил, Иран является неотъемлемой частью Кавказа и Ближнего Востока. Без Ирана не может быть решен ни один вопрос, и Турция это прекрасно понимает. Иран всегда был и будет страной, которая играет большую роль в регионе. Сомневаюсь, что Турция в ближайшие годы будет играть важную роль в международной политике, потому что во внутренней политике ожидается много событий.

 — 44-дневная война 2020 года упорядочила союз между Азербайджаном, Пакистаном и Турцией с одной стороны, и союз Индии с Арменией — с другой. На фоне сближения Баку и Анкары с Исламабадом, Нью-Дели начал оказывать Еревану военную поддержку. В этом контексте Пакистан старается  улучшить отношения с Ираном и Афганистаном, чтобы противостоять стремлению Индии изолировать его от других государств. По — вашему, как себя поведёт Иран в этом четырехугольнике?

— Иран никогда не проявляет чувства и эмоции в международной политике, и я думаю, что Иран всегда был сторонником мира в отношениях между странами. Иран никогда не хотел, чтобы вокруг него разворачивалась война. Ясно, что Индия здесь хочет показать свою силу Пакистану, в том числе на международном уровне. Азербайджан и Армения не должны превращать свои земли в подобный Украине военный полигон.

— Какую роль может сыграть Армения в вопросе экономической интеграции Ирана с ЕАЭС? Рассматривает ли Иран Армению в качестве соединяющего моста с ЕАЭС, или Тегеран предпочтет связь с Россией и другими странами евразийского объединения по Каспийскому морю?

— Иран еще не полностью заявил о своем желании в этом вопросе, сейчас Иран хочет стать членом Шанхайской и БРИКС организаций и уделяет этому вопросу больше внимание. Но, конечно, вопрос ЕАЭС стоит на повестке дня Ирана. Я не сомневаюсь, что Армения поддержит Иран и поможет в этом вопросе, Иран будет сотрудничать с Арменией, и Россия также проявит свою поддержку в этой области.

https://www.iravunk.com/?p=249845&l=ru

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)