« Эскалация конфликта в Карабахе теперь всегда стоит на пороге».

12.12.2017. На вопросы интернет- газеты «Депи Арарат» отвечает председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей», член Центра национальной политики МГУ им. Ломоносова Григорий Павлович Трофимчук.Григорий Трофимчук: Я не исключаю, что в результате подключения ...

  -Григорий Павлович, после октябрьской  женевской встречи президентов Армении и Азербайджана в зоне карабахского противостояния установился некий штиль (прошу прощения за морскую терминологию). Не считаете ли Вы, что, как обычно бывает, этому штилю последует очередная буря?

«Григорий Трофимчук»- Эскалация конфликта в Карабахе теперь всегда стоит на пороге. По двум, как минимум, причинам: 1) после «апрельской» войны 2016 года было, всего лишь, перемирие, хочу об этом напомнить; 2) за более чем полтора года после этого события не найдено никаких новых решений, и ситуацию решено вогнать в тот же самый режим переговоров образца 1994 года. Если кому-то кажется, что вялотекущие переговоры являются надёжным предохранителем от продолжения войны, то таких людей надо просто пожалеть, они слишком наивны.

В ходе подготовки и проведения саммита в Женеве, как мы знаем, в переговоры активно включился новый спецпредставитель США в МГ ОБСЕ. Вашингтон сейчас прикидывает свои дальнейшие действия в этом вопросе, – как, например, в рамках другого конфликта, между Молдовой и ПМР, где представители США также планируют повысить свой и номинальный, и практический вес. Азербайджан, Армения и Россия исчерпали лимит времени, отпущенный для решения данной проблемы, она не будет оставаться вечно под их контролем.

                 Есть мнение, что при очередной встрече президента Путина с турецким лидером Эрдоганом, с российской стороны последовало предложение туркам поумерить пыл в вопросах безоговорочной поддержки в этом противостоянии одной из сторон-Азербайджана. Можно ли с этим связывать относительное спокойствие в зоне конфликта?

«Григорий Трофимчук»- Вокруг «тайных», так сказать, предложений России в сфере урегулирования карабахского конфликта ходит слишком много пустых разговоров, как, например, вокруг, так называемого «плана Лаврова». С одной стороны, возможно, и неплохо, что Москву видят под таким демоническим углом, но с другой стороны, такой взгляд на вещи не соответствует элементарной действительности. Анкара и до этого не проявляла запредельно высокой активности в карабахской тематике, если не говорить о том, что формально, технически не забывала фиксировать Карабах в своих переговорах с Кремлём. Просто для того, чтобы снять вопросы со стороны союзного Баку, который постоянно ждёт от Турции заявлений по Карабаху. Последний раз настоящая активность Турции в теме Южного Кавказа, и Карабаха как его составной части, проявлялась в период 2007-2008 гг., когда начались разговоры о «Кавказской платформе», являвшейся турецким проектом.

Поэтому не было особой необходимости со стороны Кремля просить президента Эрдогана снизить активность в этом вопросе. Тем более что и сама Москва понимает: Турции сейчас явно не до Карабаха, с её сирийской войной и напряжением в отношениях с США. К тому же, надо иметь в виду сам психологический портрет Эрдогана, который по определению исключает какое-то постороннее, внешнее вмешательство, попытки воздействия на свою природу.

Относительное спокойствие в зоне конфликта связано с тем, как я уже сказал, что, с одной стороны, у России нет новых идей для усиления здесь безопасности; а, с другой, США ещё не занялись плотно этим вопросом. Но это спокойствие – именно относительное, не больше. Так как жертвы на линии соприкосновения стабильно появлялись в этом году и в феврале, и в мае, и июне.
в приватных беседах   турки, в том числе и  бывший министр иностранных дел Турции Яшар  Якыш дают понять, что карабахская проблематика в повестке дня турецкой внешней политики  занимает одно из последних мест.  По  Вашему, насколько эти высказывания искренние?

«Григорий Трофимчук»-Не первое место это точно. Просто Анкара, как я уже сказал, не может полностью исключить Карабах из своей политической повестки дня, так как это вызовет резкий протест со стороны Азербайджана. Карабах может стать интересным инструментом для Турции, когда она (такого мы исключать не можем) снова уйдёт в сторону охлаждения отношений с РФ. В этом случае карабахская тема станет просто незаменимой. Но пока что Турция, в этом плане, действует так, чтобы не нервировать сильно  ни Баку, ни Москву. То есть – никак вообще.

       также в приватных беседах, мои азербайджанские коллеги заявляют, что ни с каким условным «планом Лаврова» они не согласны, и никто в Азербайджане не готов воспринимать возврат пяти районов «буферной зоны», как «манну небесную». По Вашему, где та черта, где Азербайджан перестанет «капризничать», и станет, мягко говоря, договороспособным субъектом переговорного процесса по Карабаху?

«Григорий Трофимчук»-Сам министр иностранных дел России не так давно фактически дал понять, что «планом Лаврова», если кому-то сильно хочется, можно считать абсолютно любой набор документов, которые уже давно лежат на столе. Если говорить о конкретном варианте, который наиболее часто вращается в информационном поле – о возврате пяти районов Азербайджану, – то можно с этим соглашаться, можно не соглашаться, только сам Лавров к этому фольклору не имеет никакого отношения.

Думаю, что дело здесь давно не в Лаврове, а в том, что после 2014 года мир изменился полностью. И если до этого периода ещё можно было говорить о том, что один или два района могут быть переданы, в экспериментальном порядке, Азербайджану, то теперь это окно возможностей закрыто полностью. Движение в эту сторону спровоцирует серьёзные потрясения внутри самой Армении, что автоматически изменит всю карту Южного Кавказа.

Азербайджан «договороспособным», в армянском понимании, не станет уже никогда. Он требует только одного: возвращения земель, всех и сразу. И на вечные переговоры, тем более «имени 1994 года», он не готов. Уже сейчас мы видим поиск новых путей воздействия на Москву, напоминания ей, что дальше так дело не пойдёт. К числу которых можно отнести и недавнюю встречу Ильхама Алиева с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, и невнятные движения вокруг назначения нового посла РФ в Азербайджане.

Да и вообще, Азербайджану переговоры уже не нужны. Они устраивают только Армению, и то уже, как мы видим, далеко не всегда. Для Армении было бы лучше, если бы никаких переговоров не было вообще.

Беседовал  Саркис Саркисян

depiararat.com

 

Категории: АзербайджанАрменияГлавноеНагорный КарабахРоссияСША

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)