Спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад и заместитель лидера движения «Талибан» (запрещено в России) Абдулла Гани Барадар в ходе девятого раунда многомесячных переговоров 29 февраля 2020 года подписали в Дохе мирное соглашение. На мероприятии присутствовали также генсек НАТО Йенс Столтенберг, госсекретарь США Майк Помпео и спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. Тем самым была подтверждена позиция России о безальтернативности политико-дипломатических методов урегулирования конфликта в Афганистане.

В публикуемых в прессе заявлениях отмечается, что этим соглашением США надеются запустить мирный процесс и достичь в ходе прямого межафганского диалога политического урегулирования в стране, где вот уже 19 лет продолжаются военные действия. Но в обнародованных условиях соглашения ничего не говорится о производстве наркотиков. Хотя, например, по мнению специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) Джона Сопко, главным источником нестабильности в стране служит именно производство опиума, доходы от которого используют для финансирования антиправительственных группировок (по подсчетам американских аналитиков, в 2018 году примерно половина бюджета талибов в размере 500 млн долларов поступила от продажи опиума и его производных). Общество разъедает коррупция, особенно это касается государственных органов всех уровней, среди населения распространяется наркомания, растет наркопреступность, что подрывает легитимность афганского правительства, постоянно увеличивается число жертв среди гражданского населения и правительственных сил.

Дж.Сопко считает очень важным, чтобы у США была четкая и надежная стратегия противодействия наркоторговле в Афганистане, в противном случае мирное соглашение в стране при американском посредничестве не сможет реализоваться, и республика останется прибежищем террористов.

Эксперты по Афганистану, в том числе Ричард Олсон, бывший спецпредставитель Госдепартамента по Афганистану при Б.Обаме, а ныне старший советник Американского института мира, полагают, что после подписания официального соглашения талибы и афганские официальные лица в ходе переговоров должны определить, как решить эту проблему.

За период с 2001 года по настоящее время правительство США уже потратило 7,9 млрд долларов на борьбу с производством наркотиков в Исламской Республике Афганистан (ИРА). Но страна по-прежнему остается крупнейшим в мире производителем опиатов. Это дало повод некоторым официальным лицам, например, сенаторам Ч.Грассли и Дж.Корнину, заявить, что на сегодняшний день усилия США были дорогостоящими и неэффективными.

Нынешняя администрация, по-видимому, рассчитывает получить после подписания соглашения помощь от талибов в сокращении производства опиума. Представители Госдепартамента заявляют, что «политическое урегулирование могло бы значительно повысить эффективность усилий по борьбе с наркотиками путем улучшения безопасности и расширения доступа в районы, находящиеся под контролем талибов, где и производится значительная часть наркотиков». А эксперты считают, что США не смогут достичь жизнеспособного мирного соглашения без решения проблемы производства опиума в Афганистане.

Доходы от наркотиков составляют не только основу финансирования талибов (до 65%), но и подпитывают не менее 18 других террористических организаций в Афганистане, включая «Аль-Каиду», ИГИЛ и проч.

По данным созданной в соответствии с резолюциями Совета безопасности от 2004 и 2014 годов Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями (далее Группа), талибы продолжают адаптироваться и расширять возможности по получению финансовых поступлений для поддержки своих операций. Причем участие в международной торговле наркотиками по-прежнему остается для них самым значительным источником дохода, который по оценкам афганских официальных лиц находится на уровне примерно 400 млн долларов и сохраняется стабильным все последнее время. Такую же сумму указывали в отчетах Группы в ее седьмом (S/2016/842) и девятом (S/2018/466) докладах. При этом в восьмом докладе (S/2017/409, пункт 11, 20) отмечали тот факт, что талибы контролируют все аспекты наркопроизводства и их общие доходы стали еще выше. Афганские власти отмечают также налаживание талибами производства кристаллического метамфетамина, который используется пока еще только для внутреннего потребления.

В опубликованной в марте 2019 года в статье журнала Foreign Affairs Мэтью Рид и Кибела Гринберг утверждают, что борьба с терроризмом «неотделима» от переориентации экономики Афганистана, основанной на наркотиках. Ведь по данным Управления ООН по наркотикам и преступности наркоэкономика Афганистана в разные годы составляла от 6% до 11% ВВП страны. Как утверждает вышеупомянутый Дж.Сопко, в этой связи не удивительно, что усилия США по стабилизации ситуации в Афганистане потерпели крах, несмотря на вложенные в осуществление этой задачи миллиарды долларов. Он обращает внимание на то, что большие суммы, выделенные на программы стабилизации, создавали почву для коррупции, фактически способствовали разобщению населения на почве несправедливого распределения средств, тем самым поощряя обделенных этой помощью к поддержке антиправительственных сил. В итоге Дж.Сопко признал прежнюю стратегию США по стабилизации обстановки в Афганистане несостоятельной, поскольку она проводилась без учёта ситуации на местах. Эксперт считает, что деятельность администрации на данном направлении с учетом выбранного подхода была обречена на провал.

Итоги производства опиума в Афганистане в 2019 году в очередной раз подтверждают этот вывод. По данным Управления национальной политики по контролю за наркотиками министерства юстиции США, его объем вырос на 21% по сравнению с 2018 годом, достигнув 6,7 тыс.тонн против 5,5 тыс.тонн соответственно. Это стало вторым по величине рекордным урожаем за последнее десятилетие после 9,14 тыс. тонн, зафиксированных в 2017 году (см. Диаграмма 1).

Запустит ли мирное соглашение в Дохе межафганский диалог

Диаграмма 1. Динамика производства опиума в Афганистане (т)

При этом площадь посевов опиумного мака в 2019 году сократилась на 28% и составила 160 тыс.га, по сравнению с 221 тыс.га в 2018 году (см. Диаграмма 2). Сокращение посевных площадей произошло из-за установившихся низких цен на опиум, однако благоприятные погодные и уборочные условия способствовали росту урожайности культуры.

Запустит ли мирное соглашение в Дохе межафганский диалог

Диаграмма 2. Площади выращивания опиумного мака в Афганистане (тыс. га)

На рис.1 хорошо видно, что опиумный мак выращивают в основном в афганских провинциях, находящихся под контролем талибов. В отчёте SIGAR о проблеме незаконного производства опиума в Афганистане в качестве крупнейших центров наркопроизводства названы провинции Гильменд, Кандагар, Нимроз и Бадахшан.

Запустит ли мирное соглашение в Дохе межафганский диалог

Рис. 1. Зависимость уровня наркопроизводства от легитимности провинциальных властей Афганистана

В этой связи, очевидно, что соглашение между администрацией президента США и руководством движения Талибан является лишь первым шагом к достижению мира. Более сложной задачей, по мнению экспертов, будут переговоры о заключении соглашения между исламистской группировкой и афганским правительством о будущем Афганистана. Хотя мирный процесс поддерживается подавляющим большинством афганцев, он может быть осложнен слабостью центрального правительства, которому к тому же, как было объявлено в марте пресс-службой Госдепартамента США, сокращают финансовую поддержку на 1 млрд долл. В то же время Талибан как никогда силен, располагая примерно 60 тыс. боевиков, контролируя до 70% территории страны, включая сельские районы, и зарабатывая миллионы долларов на незаконной торговле наркотиками, что создает дополнительные проблемы для мирного процесса.