Армянские политологи поспорили о последствиях встречи Путина, Алиева и Пашиняна

Москва не сможет продолжительное время выступать одновременно за независимость Нагорного Карабаха и за его принадлежность Азербайджану. Хотя стороны заключили соглашение о перемирии, карабахский конфликт не урегулирован, из-за чего Минская группа ОБСЕ, вероятно, в ближайшее время инициирует обсуждение статуса непризнанной республики, предположили политологи.

Владимир Путин, Ильхам Алиев, Никол Пашинян. Фото: пресс-служба Кремля, пресс-служба президента Азербайдджана к https://en.president.az/articles/42101 пресс-служба Кремля,

Как сообщал «Кавказский узел«, президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян 11 января провели переговоры по поводу развития ситуации в Нагорном Карабахе, шагов по строительству экономических связей, развитию инфраструктурных проектов. Также среди вопросов, которые обсуждались на встрече, были статус российского миротворческого контингента в зоне карабахского конфликта, демаркационный процесс и гуманитарные проблемы.

По условиям трехстороннего соглашения, заключенного 9 ноября 2020 года, две трети территории, которую до 27 сентября 2020 года контролировал Степанакерт, перешли под контроль Баку. Перекройка границ затронула и ряд муниципалитетов в Армении. Переговоры в Москве 11 января проходили на фоне акций протеста армянской оппозиции, которая обеспокоена тем, что итоги встречи «могут стать продолжением капитуляции 9 ноября 2020 года».

Россия не сводила урегулирование в Нагорном Карабахе лишь к возвращению Азербайджану семи районов региона, забыв вопрос о его статусе, заявил сопредседатель в Минской группе ОБСЕ, посол по особым поручениям МИД России Игорь Попов. «Утверждать, что Россия предлагала вернуть семь районов «за просто так», забыть про статус и успокоиться, — не соответствует действительности», – отметил дипломат в связи со статьей премьер-министра Армении Никола Пашиняна «Истоки 44-дневной войны».

Премьер-министр Армении Никол Пашинян 4 января на своем сайте опубликовал статью «Истоки 44-дневной войны», в которой, в частности, говорится, что «российские предложения по нагорно-карабахскому урегулированию не затрагивали статус Нагорного Карабаха и сводились лишь к теме возвращения Азербайджану семи районов».

Тон российского дипломата может говорить о том, что на встрече в Москве что-то пошло не так, считает редактор русской версии Lragir.am, политобозреватель Наира Айрумян. «Армянская сторона, возможно, упрекнула Россию в нивелировании сути конфликта и отказе поощрять Азербайджан к обсуждению статуса Карабаха», – сказала она корреспонденту «Кавказского узла».

Айрумян напомнила, что ранее Владимир Путин заявил, что «с точки зрения международного права Карабах является территорией Азербайджана», и это вызвало недоумение у Еревана. После встречи в Москве Никол Пашинян заявил, что вопрос о статусе Арцаха остается открытым. С другой стороны, по ее словам, встречу в Москве предварила телефонная беседа Владимира Путина и Эммануэля Макрона, и, согласно сообщению Елисейского дворца, Макрон настаивал на «политическом решении» конфликта в рамках Минской группы.

Стороны карабахского конфликта должны прийти к такому политическому соглашению, которое гарантирует долгосрочное соблюдение режима прекращения огня, заявил президент Франции Эмманюэль Макрон, слова которого привел 7 января ТАСС.

«То есть, Россия понимает, что в Минской группе будет скоро инициировано обсуждение вопроса статуса Карабаха, и Москве придется либо заявить, что она против независимости, что будет воспринято в Армении в штыки, либо возобновить переговоры по повестке Франции и США, что вызовет оскомину у Баку. Кто прав, Пашинян или Попов, не суть важно. Интересное впереди: Москве придется делать сложный выбор, потому что время на имитацию паритетности в отношениях с Арменией и Азербайджаном исчерпывается. Москва не может одновременно быть за независимость Карабаха и за его принадлежность Азербайджану», – отметила Айрумян.

Ключевые вопросы в карабахском конфликте остаются нерешенными, считает бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Керри Кавано. «Ключевые вопросы остаются. Необходимо всеобъемлющее урегулирование с целью создания основы для прочного мира и процветания», – написал он 14 января на своей странице в Twitter.

В своей публикации Кавано назвал положительным аспектом трехсторонней встречи в Москве твердое намерение Путина работать по вопросу Нагорного Карабаха. А «тревожным аспектом» дипломат считает то, что «Алиев действует так, словно конфликт разрешен».

Война приостановлена, но карабахская проблема, где была, там и осталась, изменился лишь формат конфликта, выразил схожее с Кевано мнение директор Института Кавказ, политолог Александр Искандарян. «На территории Азербайджана живут люди <…>. Они провозгласили Республику Арцах, которую азербайджанцы не признают, но в то же время, власть Азербайджана на эту территорию не распространяется», – сказал Искандарян корреспонденту «Кавказского узла».

Факт того, что в Нагорном Карабахе присутствуют миротворцы говорит о том, что проблема конфликта не решена, отметил он. «Есть карабахцы, и есть эта ситуация, которая не может продолжаться долго. <…> Азербайджан не может всех этих людей убрать, по крайней мере, ближайшие пять лет, поскольку там стоят миротворцы, и не хочет с ними договариваться. Соответственно, проблема остается», – отметил политолог.

Очень важной проблемой является проблема с беженцами и пленными, которая и дальше будет оставаться актуальной, считает Искандарян. «Так было все годы, вплоть до 2020 года: то эскалация возникает, то какие-то эксцессы, то кого-то стрельнут, то кого-то убьют, то какая-то диверсионная группа вылезет, то сколько-то метров попытаются откусить и так далее. <…> Это означает, что проблема осталась», – заключил политолог.

Трехсторонний формат переговоров (Армения, Россия, Азербайджан) способствует затягиванию урегулирования ситуации, считает политолог Андриас Гукасян. Текущие переговоры отражают заявление Ильхама Алиева о том, что «конфликт преодолен, и он в прошлом, а между армянским и азербайджанским народами нет больше никаких причин для вражды», отметил он. «Исходная идея, что, отложив статус, можно наладить мирные отношения между армянским и азербайджанским народом, имеют ложную предпосылку, и она не приведет к устойчивому миру в регионе», – сказал Гукасян корреспонденту «Кавказского узла».

Армения продолжит выступать за самоопределение жителей Нагорного Карабаха, заявил министр иностранных дел Армении Ара Айвазян. «Среди приоритетов армянских сторон также <…> создание условий для безопасного возвращения перемещенных из этих территорий лиц», – заявил Айвазян, слова которого привел 14 января «Sputnik Армения».

Полномасштабные бои в Нагорном Карабахе велись с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. Информацию об этом обострении карабахского конфликта можно узнать из справки «Кавказского узла» «Карабах: эскалация конфликта или новая война?» и хроники боевых действий. На «Кавказском узле» опубликована карта размещения миротворцев в Нагорном Карабахе. Какие территории достались Азербайджану после осенней войны, показано на другой подготовленной «Кавказским узлом» карте.

Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта «Кавказский узел» размещает на тематической странице «Карабах: худой мир или война?«.

Автор: Армине Мартиросянисточник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/358656/
© Кавказский Узел

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)