«Дворянин ты или холоп?». Культура доалиевского плена

Валерия Олюнина

КОЛОНКА РЕДАКТОРА «Наша Среда online» — Президент Азербайджана Ильхам Алиев до сих пор удерживает армянских военнопленных, среди которых есть и престарелые люди. Тем самым не только нарушая мирное соглашение, подписанное в ноябре 2020 года Азербайджаном, Арменией и РФ, но и продолжая портить карму азербайджанского народа. А он и так уже начал понимать, что 20 тысяч жизней были отданы за то, что Карабах будет милитаризироваться и отдаваться под демографические эксперименты (в освобожденных районах, которые раньше являлись «поясом безопасности» армян Арцаха будут жить туркоманы из Сирии и организовываться военные тренировочные базы). Сегодня в адрес Азербайджана, Турции и их приспешников из джихадистов и «серых волков» (первые уже заявляли, что после войны в Нагорном Карабахе им не выплатили деньги по контракту, проще говоря, кинули) все чаще раздаются месседжи о варварском средневековом ведении войны в Арцахе. Заметим, что традиции ведения войны в средневековье не у всех народов были связаны с патологической жестокостью, желанием убивать не только воинов на поле брани, но и мирных жителей, женщин, стариков, детей самыми звериными способами. В России уже в древности в основу мировоззренческой парадигмы легло слово «милосердие», и, конечно, связано оно было с христианскими ценностями. Именно милосердие, что подчас не исключало уважение к врагу, показали русские люди во время позорного прогона пленных немцев по послевоенной Москве, протягивая им куски хлеба. В истории сохранилось большое количество свидетельств об уважительном уважении победивших врагов к поверженным, либо о сохранении чести и достоинства пленных, особенно учитывался их социальный статус. Сохранились мемуары офицера российского Генштаба барона Ф.Ф. Торнау («Воспоминания кавказского офицера». М.2000), выполнявшего разведывательные поручения командования на Северо-Западном Кавказе в 1830 годы, касающихся его нахождения в плену у горцев. Историки Дмитрий и Сергей Дударевы анализируют сведения одного из компетентных «кавказских пленников», позволяющие узнать о специфике пребывания россиян в неволе. Горцы обращаются с бароном как с пленником-гостем. Сам Федор Федорович Торнау учитывал в своем поведении горскую ментальность, в свою очередь сохранял уважение со стороны «хозяев» положения. Тема «кавказских пленников» берет истоки в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. С конца XX интерес к этой теме нарастает. Но  Арцахская война 2020 года во многом стала новой точкой отсчета для пристального изучения политологов, военных аналитиков и неравнодушных людей из многих стран. Поэтому бесчеловечное отношение турко-азербайджанцев к воинам армии обороны Арцаха и последующие антигуманные акции устрашения мирного населения, уничтожение христианских святынь, убийства мирных жителей приграничных зон наносит Азербайджану и Турции репутационные издержки. На турецких форумах уже говорят, что игра Эрдогана в геополитическую силу Турции может стать причиной того, что от нее отвернется весь мир. Если еще в 1990-е годы можно было фальсифицировать историю и создавать «геноциды» в Ходжалу и Сребренице, перемещая трупы из Агдама (или, как в случае со Сребреницей,  происхождение их было темным), то в 2020 году война в Арцахе велась в режиме он-лайн. Вряд ли способы ведения войны Ильхамом Алиевым и турецким генштабом, уютно расположившемся в Баку, будут описаны великими писателями. Речь не идет ни о героизме, ни о патриотизме победителей. Напротив, мир восхищался армянскими воинами, сражавшимися в одиночку. Как писали греки, «армяне не сражаются как герои. Они сражаются, как армяне».  Так что «парк-музей», обустроенный в Баку, говорит не только о геноцидарных намерениях выпускника МГИМО (репутационный ущерб наносится и российской академической школе), но и подрыве психического здоровья подрастающего поколения азербайджанцев. Итак, мы говорили о том, что еще два века-век назад на Кавказе благодаря культуре автохтонных народов сохранялись традиции доблести и чести. Не будем здесь лакировать действительность. Да, жестокость была с двух сторон. Но порой речь шла о врагах-кунаках, как в случае с Михаилом Лорисом-Меликовым, допрашивавшим Хаджи-Мурата, который отказывался говорить с русскими, предпочтя вести переговоры с армянином. Случай Хаджи, его убийство и похороны тела без головы, был взят Львом Толстым для написания выдающейся повести, где писатель развивает тему покаяния. Авторы статьи о Торнау пишут, что его воспоминания являются наиболее квалифицированными во всем собрании «пленической» литературы. Он сам обладал недюжинной выдержкой и навыками управления своим психоэмоциональным состоянием. При захвате Торнау предавшие его кабардинцы, из которых Аслан-Гирей был князем, а Джансеид имел прозвище «хаджи», кричали русскому офицеру как простые грабители: «Давай деньги и часы!» В плену с другими русскими офицерами происходило то же самое. Однако, на другой день плена ему «подавали кушанье как бы гостю», хотя Асланбек Тамбиев, который и был инициатором захвата офицера, отказывался садиться с пленником за один стол, при этом постоянно интересуясь, какой за него будет выкуп. Тамбиев, узнав у Торнау, что тот принадлежал к старинному дворянскому роду, не стал принуждать его к работе, так как сам был черкесским дворянином. Этим обстоятельством пленник научился пользоваться и не позволял обращаться с собой неучтиво. Когда Тамбиев начинал грубить, российский офицер спрашивал его: «Ты дворянин или холоп?», после чего тон обращения менялся. Эти же авторы изучали тему «Русский солдат в чеченском плену»(40-е гг. XIX века). Они проанализировали воспоминания солдата С. Беляева, проведшего 10 месяцев в чеченском плену. На «культурные приключения» пленный шел сознательно, желая продлить свое нахождение у чеченцев для более близкого знакомства с людьми, природой и культурой края. Это отличает историю Беляева от ситуаций, пережитых другими пленниками. Ряд историков отмечают, что ситуация плена помогала видеть быт горцев, так рождалось даже уважение к их обычаям, нормам кавказской этики. Процесс шел обоюдный. О том, как полюбил жизнь в Санкт-Петербурге старший сын Шамиля Джамалуддин, отданный отцом в 9-летнем возрасте в аманаты российскому правительству, получивший блестящее образование, пишет Амиран Урушадзе книге в «Кавказская война. Семь историй». Большую роль играл институт аманатства в черкесско-русских отношениях в XVI-XIX веках. Проблеме дипломатического заложничества советские кавказоведы всегда уделяли большое внимание. Один из них Г.А. Кокиев, который оценивал аманатство как один из методов колониальной системы, и разделял его историю на два периода. Первый – когда заложники выдавались феодальными владетелями Кавказа царскому двору добровольно, и второй – когда дипломатическое заложничество стало носить принудительный характер. А практиковалось оно в разных культурах с древних времен. При заключении Гюлистанского договора в 1813 году, прекратившего русско-персидскую войну, одним из главных пунктов была выдача пленных в течение 3 месяцев. Отметим, что армянская сторона  отдала Алиеву его пленных уже сразу после подписания договора, но Алиев все время меняет условия возращения армян на родину, торгуя их жизнями то за транспортные коридоры, то за карты минирования, то просто впадая в риторику об «армянском терроризме». Акты этого неадекватного поведения резко осуждаются даже в исламском мире. Тот, кто призывает Президента Азербайджана отдать армян по заключению договора, считает, что удержание недопустимо с поведением истинно верующего человека. Ряд комментаторов сегодня всерьез опасается, что Алиев мог часть пленных отдать Израилю на органы, повторив опыт балканской войны, когда на сербских детях была «модернизирована» израильская трансплантология.  Мы не знаем, как культивировалась тема заложничества в «древнем Азербайджане», о высокой культуре которого нам все время рассказывает алиевская пропаганда, потому что на эту тему нет никаких исторических свидетельств. С нас довольно и того, за эти 30 лет азербайджанский плен продолжает нести «культуру насилия»,  пытки, унижения, издевательства и нежелание сотрудничать с международной организацией Красный Крест. Еще в 1990-е «гуманные» советские азербайджанцы отдавали армянской стороне пленных, вколов им в вены керосин, чтобы они умирали у себя на родине в ближайшие дни после возвращения. Война в Арцахе в 2020 году показала, что в принципе  Алиеву безразличны  как и жизни армянских воинов и стариков, которых он захватил как диверсантов на их родной земле, так и жизни своих азербайджанских ветеранов, которые после возвращения с фронта прозябают в нищете. Как говорится, мы  волки – хозяева своему слову. Хотим – даем, хотим – нарушаем. Валерия Олюнина, главный редактор «Наша Среда online» Источники: Дударев Д.С., Дударев С.Л. «Офицер Генштаба Ф.Ф. Торнау в плену горцев»// «Вопросы истории» №1/2019 стр. 109-110 Дударев Д.С., Дударев С.Л. «Русский солдат в чеченском плену (40-е XIX в)// «Вопросы истории» №8/2018 стр. 43 Озова Ф.А. «Роль института аманатства в черкесско-русских отношениях в 1552-1864гг» // «Вопросы истории» №4/2015 стр. 166…

Источник: http://www.nashasreda.ru

«Дворянин ты или холоп?». Культура доалиевского плена

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)