ПОЛЕ БИТВЫ — ИРАН: ИДЕТ ИГРА ПО-КРУПНОМУ, ОТ ЯДЕРНОЙ СДЕЛКИ ДО БАЛЛИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Внешний вид завода по производству тяжелой воды в Араке к юго-западу от Тегерана, встед за которым был построен ядерный объект в Натанзе

Ожидается, что 27 апреля в Вене начнется очередное заседание совместной международной комиссии по иранской «ядерной» сделке. Официального заявления пока не было, однако в понедельник иранская делегация уже выдвинулась в столицу Австрии.

В контексте иранской «ядерной» сделки следует понимать одно: было бы неправильно игроков-подписантов СВПД делить на две категории. На США и европейские страны с одной стороны, и Россию с Китаем — с другой. В такой крупной геополитической игре каждый сам за себя, и интересы у тех же Москвы и Пекина могут быть диаметрально противоположными.

Как бы ни отрицали это Иран и США, но торг уже идет

Предсказать, что совместной международной комиссии по иранской ядерной сделке предстоит трудный и долгий путь, можно было изначально. Одно лишь то, что только персональных санкций против иранской элиты, которые требует одним махом отменить Тегеран, у американцев накопилось более полутора тысяч, может свидетельствовать о сложности процесса. А ведь есть еще и секторальные санкции против Ирана.

И касаются они как нефтедобычи с нефтехимией, так авиационной, судостроительной, автомобилестроительной, строительной отрасли, морских перевозок, банковской и страховой сфер. То есть работы дипломатам, заседающим в венских кабинетах, хватит на многие месяцы (если не годы) вперед. Тем более, что договаривающиеся стороны будут цепляться за все шероховатости, по крупицам отыгрывая свои интересы.

С одной стороны, достаточно жесткая (на словах) позиция самого Ирана отнюдь не свидетельствует о том, что руководство этой страны не намерено идти на уступки. Сравнивать риторику, например, иранского президента Роухани с тем, что на самом деле делает Тегеран, не стоит.

Например, президент Ирана говорит следующее: «Первый шаг на пути к возрождению СВПД — это отмена Соединенными Штатами санкций. В качестве второго шага мы проверим отмену санкций. Третьим шагом станет наше возвращение к выполнению в полном объеме наших обязательств в ядерной сфере в рамках сделки».

Понятно, что подобный жесткий подход отнюдь не способствует быстрому «спараллеливанию» позиций противоборствующих в деле СВПД сторон — Тегерана и Вашингтона.

С другой стороны, уже известно, что Иран сократил количество центрифуг, на которых планировал обогащать уран U-235 до 60 процентов. Как засвидетельствовали три дня тому назад специалисты из МАГАТЭ, сейчас в Натанзе действует лишь один каскад центрифуг вместо двух, задействованных в процессе изначально.

В то же время и Вашингтон на днях уже заявил, что в состоянии представить венской комиссии по «ядерной сделке» список тех санкций, которые американская сторона может снять с Тегерана для своего возврата к соблюдению обязательств касательно СВПД. Правда, при этом Соединенные Штаты говорят и о наличии санкций, которые вовсе не намерены снимать, но все равно уже можно говорить о каких-то конкретных элементах торга.

Эр-Рияд требует и даже идет на закулисную сделку

Однако было бы большой ошибкой предполагать, что процесс возврата Соединенных Штатов обратно в рамки иранской ядерной сделки сейчас застопорился исключительно из-за позиций дипломатических делегаций, заседающих в Вене. Вовсе нет. Следует помнить, что участников в этой глобальной геополитической игре — воз и маленькая тележка. И число этих игроков исчисляется отнюдь не количеством подписантов СВПД.

Ведь кроме России, Китая, США и европейской тройки — Великобритания, Германия, Франция — в свое время подписавших «ядерное» соглашение с Ираном, есть еще кое-какие региональные страны, проявляющие сильный интерес ко всему, что творится вокруг СПВД. Израиль, например, или целый ряд арабских стран, включая самую крупную в регионе — Саудовскую Аравию.

Они же все очень внимательно отслеживают то, что творится на авансцене иранского Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной сделке. Эр-Рияд, оказывается, уже сейчас ведет какие-то закулисные переговоры с Тегераном при посредничестве Багдада. О чем там договаривались стороны, конечно же, неизвестно — это были не просто переговоры «за закрытыми дверями».

Это были именно тайные переговоры, о которых некоторые западные и арабские масс-медиа узнали в определенной степени случайно. А вот кто действительно заинтересован в том, что подобного плана переговоры состоялись и увенчались успехом, так это именно Соединенные Штаты Америки. Есть для этого у Вашингтона целый ряд аргументов.

Ведь Эр-Рияд наравне с Тель-Авивом весьма и весьма озабочен возможностью возвращения Вашингтона в рамки иранского ядерного соглашения в том самом, первоначальном виде. Ведь изначально саудиты в почти ультимативной форме требовали у своих заокеанских союзников  гарантий, чтобы если США и вернутся в рамки ядерного соглашения, то исключительно после того, как туда будет включена отдельным пунктом иранская баллистическая программа.

А еще должен быть пункт, касающийся политики Ирана, которой тот придерживается в регионе Ближнего Востока. Кстати, в информационных дебрях можно найти даже информацию о том, что Эр-Рияд такие гарантии от Вашингтона даже получил. Правда, пока не совсем понятно, как могут американцы дать подобные гарантии, если в Вене дела идут ни шатко ни валко.

Израиль утверждает, что «Зульджанах» — это не носитель, а оружие

Зато Тель-Авив даже подобными гарантиями удовлетворяться не будет — это очевидно. Позиция израильтян во всех вопросах, касающихся возвращения Соединенных Штатов в рамки ядерной сделки, достаточно проста, и в то же время категорична. Иран ведет двойную игру, утверждают в Израиле, и все силы спецслужб нацелены на то, чтобы убедить американцев в том, что подоплекой поведения иранцев является возможность подобраться к созданию ядерного оружия.

Кроме того, в Тель-Авиве уверены, что баллистическая программа, которую продолжает разрабатывать Тегеран, не менее опасна, чем работа над ядерными технологиями. Сегодня израильские дипломаты выступили с письмом, направленным в СБ ООН, в котором описывают ракету «Зульджанах», представленную Ираном год тому назад.

Правда, Тегеран представил свою разработку в качестве ракеты-носителя, которая способна поднять в космос (до 500 километров) полезный груз весом в 220 килограмм. То есть какие-нибудь спутники связи, например. Однако израильские эксперты утверждают, что по своим характеристикам «Зульджанах» является межконтинентальным боевым носителем категории «земля-земля», поскольку дальность ее превышает 5000 километров, а перенести может боевой заряд весом в тонну.

Ну, а поскольку установлена эта ракета на мобильном пусковом носителе, то и получается, что она, по радиусу действия способная накрыть всю Европу, является элементом того самого тандема программ (баллистическая и ядерная), которыми вот уже который год занимается Иран, утверждают в Тель-Авиве.

То есть смело можно утверждать одно — Израиль не откажется от своих попыток надавить на США с требованием отказаться от возвращения в иранское ядерное соглашение в первоначальном виде. И ради этого будут делать все возможное, вплоть до вооруженных провокаций на всей территории Ближнего Востока и Персидского залива, лишь бы американцы не вписались в нынешнюю сделку и не начали бы отменять бесчисленное количество санкций против Ирана.

Американцы, кстати, на подобную позицию своего ближайшего партнера и союзника — Израиль — еще и откровенно огрызаются. Утверждают, что их страна вовсе не обязана вступать в войну между Тегераном и Тель-Авивом, даже если одна из сторон спровоцирует вооруженное столкновение.

Арман Ванескегян

Источник: Sputnik Армения

Поле битвы — Иран: идет игра по-крупному, от ядерной сделки до баллистических программ

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)