ФОРМИРУЕТСЯ НОВЫЙ МИРОПОРЯДОК. КАКИМ ОН БУДЕТ?

«Вывод американских войск из Афганистана – стратегия, которая приведет к формированию в «мягком подбрюшье Евразии» нового центра терроризма», — говорит в интервью «ГА» директор Института сетевых исследований Гагик АРУТЮНЯН.

26–27 ОКТЯБРЯ ЖУРНАЛ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ» при содействии МИД РФ проведет в Ереване международную конференцию «Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве» с участием российских и зарубежных политических и общественных деятелей и ученых. В повестке в том числе тема влияния событий в Афганистане на безопасность стран постсоветского пространства. Именно этому посвящен доклад представителя Армении Гагика Арутюняна, который ответил на ряд вопросов «ГА».

— Свидетелями каких глобальных геополитических трансформаций мы становимся?

— Мы наблюдаем процесс сложного, но неизбежного формирования многополярного миропорядка. Он должен привести не только к количественным изменениям в геополитическом раскладе ведущих мировых политических акторов, но и, в полном согласии с тезисами Иммануила Валлерстайна, к качественному изменению социальных, экономических и прочих отношений в глобальном пространстве. Очень похоже на то, что процесс этот сегодня достиг своего апогея…

— В чем заключаются его ключевые аспекты? Попробуем осмыслить его в контексте развитий последнего времени. 

— Прошло не так много времени после того, как администрация Байдена вывела войска из Афганистана и тем самым поставила мир перед фактом изменившейся геополитической обстановки в огромном регионе. Некоторые комментаторы представили это чуть ли не как бегство, которое, помимо политических последствий, привело к падению имиджа недавнего глобального гегемона.

Более же адекватные аналитики резонно отмечают, что вывод войск является стратегией, которая приведет к формированию в «мягком подбрюшье Евразии» нового центра терроризма и хаотичности, из которого поползут метастазы во все страны региона, включая Китай. Такая версия намного более правдоподобна, и следует констатировать, что все было сделано по канонам гибридных войн.

— То есть о бегстве американцев говорить не приходится?

— Нет, конечно. Понятно, что в вышеупомянутом контексте особо уязвимыми становятся граничащие с Россией страны Центральной Азии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из всего этого следует, что теряющие доминирующее положение в мире США отнюдь не собираются без боя сдавать свои позиции.

Проявлением подобного подхода стало объявление 15 сентября о создании AUKUS — военного альянса между Австралией, Великобританией и США. Этот договор в определенном смысле является реанимацией организации АНЗЮС, который был сформирован еще в 1951 году между Австралией и Новой Зеландией и, отдельно, Австралией и Соединенными Штатами. В ту эпоху, когда социалистический блок простирался от Берлина до Пекина, а СССР и КНР были союзниками, создание АНЗЮС преследовало оборонительные цели и предусматривало, что в случае вооруженного нападения на любую из трех стран стороны будут действовать совместно.

Однако Новая Зеландия в 1986 году создала безъядерную зону в своих территориальных водах и по этой причине была отстранена от договора. Де- факто, альянс как бы распался.

Сегодня же созданием AUKUS США преследуют две задачи. Первой является дополнительная систематизация и организация длительного противостояния с главным своим конкурентом как в регионе, так и в глобальном пространстве в целом — Китаем. Так что неудивительно, что практически сразу же после объявления о создании нового альянса американская сторона спровоцировала обострение обстановки вокруг Тайваня, направив через Тайванский пролив корабли своего флота.

— Как отреагировал Пекин?

— Обычно сдержанная китайская сторона среагировала на это с несвойственной ей резкостью: она провела возле Тайваня впечатляющую   демонстрацию своей военной мощи, сопроводив ее резкими официальными и не совсем официального характера заявлениями, в которых прозвучало даже обещание о нанесении превентивного ядерного удара.

 Все указывает на то, что тема Тайваня, который КНР считает неотъемлемой частью своей государства, будет и в дальнейшем фигурировать в формате AUKUS. Нелишне вспомнить, что еще не так давно англосаксы долго, но безуспешно пытались прибрать к рукам Гонконг. Они тогда сделали акцент на «мягкую силу» с применением технологий «цветных революций», но затея, как известно, провалилась: ведь китайцы не хуже англосаксов владеют «мягкой силой».

— А вторая задача?

— Вторая же задача, которую призвана решить AUKUS, может показаться несколько менее важной и вроде преследует цель усиления в военном плане своего союзника — Австралии. В этом контексте, как известно, Австралия разорвала свой контракт с французами стоимостью 56 млрд. евро на строительство 12 атомных подлодок и заключила договор на поставки атомных подводных лодок с Соединенными Штатами. Последние предполагают поставлять Австралии также ракеты «Tomahawk et Hornet» и привлечь эту страну к делу разработки гиперзвуковых ракет, способных конкурировать с российскими (и уже с китайскими) гиперзвуковыми ракетами с ядерными боеголовками.

Дело, как и следовало ожидать, обернулось скандалом и разгневанный Макрон даже отозвал своих послов из США и Австралии. Однако за фасадом этих событий, на наш взгляд, скрываются и другие актуальные вопросы: представляется, что таким образом англосаксы стремятся сплачивать свое сообщество. Эта стратегия в явной форме началась уже после «брексита» Великобритании из Евросоюза и сопровождается медленным, но последовательным процессом снижения уровня самостоятельности и сплоченности европейских стран.

По поводу же «брексита» заметим, что сами англичане полагают, что наиболее мощным флотом обладают, конечно же, США, но руководит этой армадой линкоров и авианосцев плывущий впереди небольшой английский крейсер. Так что выход Британии из ЕС следует признать сигналом англосаксам для избавления от не очень надежных союзников. А в этом контексте на первом месте, конечно же, находится Франция. Она сохраняет свои амбиции, является членом Совбеза ООН и обладает собственным ядерным арсеналом.

К тому же англосаксы хорошо помнят прецедент, который имел место с Францией еще во времена де Голля. Как известно, в 1965 году французский президент заявил об отказе от использования доллара в международных расчетах и предложил перейти к единому золотому стандарту. Более того, в 1966 году было объявлено о решении Франции выйти из НАТО.

 Возвращаясь же к сегодняшним реалиям, скажу, что США не ограничились созданием AUKUS.  В сентябре в Вашингтоне состоялся саммит «четверки» с участием лидеров США, Индии, Японии и Австралии. Поводом для встречи они назвали возможность переориентировать внимание мира на Индо-Тихоокеанский регион, где обостряется политическое противостояние. В совместном заявлении «четверка» подчеркнула поддержку свободы судоходства и перелетов, демократических ценностей и территориальной целостности государств.

Никак нельзя назвать случайностью и тот факт, что спустя короткое время после саммита на китайско-индийской границе произошло военное столкновение, а в Японском море — инцидент между американским эсминцем и кораблем российского флота. Есть все основания предполагать, что стараниями США возможны и другие, более серьезные развития.   

— Какой же порядок установится после подобного гибридно-хаотичного мира? Или хаос будет усугубляться?

— Американская сторона во всеоружии готовится к противостоянию для отстаивания своих интересов. А интересы эти в нашу информационно – виртуальную эпоху претерпели трансформацию. И если в прошлом англосаксы, с присущей им жесткостью, смогли колонизировать или же неоколонизировать ощутимый сегмент мирового пространства для извлечения материальных выгод, то сегодня ситуация качественно изменилась.

Применяемые теперь со стороны англосаксов гибридные войны приняли не то, что межцивилизационный, а в определенном смысле антицивилизационный характер. Это весьма метко отмечает политолог Ильницкий: «В настоящее время мир столкнулся с призраком системного кризиса, с коллапсом моделей развития, большинство из которых строилось на основе неизбежности утраты национальными государствами своей внутренней целостности и перехода  к управлению крупнейшими экономическими, социальными, а в перспективе и политическими системами на сетевой основе при доминировании транснациональных корпораций, международных социальных, гуманитарных и политических структур».

При реализации подобного тренда нетрудно представить себе хаотичный сценарий миропорядка, в котором отсутствуют национальные государства. Следует подчеркнуть, что в реализации такого проекта особую роль играют транснациональные компании, которые специализируются в сфере виртуальных социальных сетей, основной задачей которых является промывание мозгов и оболванивание своей многомиллиардной клиентуры. Между тем, хорошо известно, что наиболее критической инфраструктурой безопасности любого государства и общества является именно степень интеллектуального и духовного развития.

Наряду с этим, сегодня мы стали свидетелями применения против человечества и других, менее виртуальных технологий. Это и разработанная мозговым центром РЭНД концепция глобальных информационно-биологических войн, и методы внедрения в недружественных странах «управляемого хаоса» (а в реальности — неуправляемого), разработанных в Институте Санта-Фе, уж не говоря о создании технологий климатического и тектонического воздействия. Известно, что и в этих делах не обходится без необходимой виртуальной поддержки: обсуждающим «запретные темы» в информационном пространстве сразу приклеивают клише «конспирологов»…

— А еще сторонников «теории заговора» и параноиков…

— Именно. Возвращаясь к теме трансформации миропорядка, следует признать, что сегодня антицивилизационные силы добились значительных успехов. Им удалось превратить во врагов братские Россию и Украину, а также посеять раздор между славянскими странами в Европе. Неблагополучно и в православном сообществе с учетом позиции Грузии. Есть проблемы и в странах Византийского сообщества по оси Москва – Ереван – Афины, особенно после цветной революции в Армении.

 Однако все говорит о том, что после коллапса 1991 года Россия во второй раз за последние сто лет восстает из пепла, и сегодня она на пути возрождения. Китай же методично набирает мощь, согласно мудрым канонам своей многотысячелетней цивилизации. Россия и Китай опять, намного более осознанно, нежели прежде, стали союзниками. К тому же у них появляются новые сторонники, и это не только Иран. Поэтому представляется, что возможность формирования нового мироустройства с состоявшимся национальными государствами и цивилизациями крайне велика. Хочется надеяться, что она воплотится в реальности…

https://www.golosarmenii.am/article/132425/formiruetsya-novyj-miroporyadok—kakim-on-budet

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)