Мировое сообщество не стремится найти решение армяно-азербайджанского конфликта

Саркис Саркисян

На вопросы 24News.am отвечает Артур Атаев, кандидат политологических наук, эксперт по вопросам Кавказа.

աթաև

— Господин Атаев, вы следили за июльскими обострениями на армяно-азербайджанской границе? Какие выводы вы сделали?

— Складывается впечатление, что сейчас формируется новый макрорегион, в котором будет создан очаг глобальной нестабильности. Глобальный политический «класс» нуждается в глобальной дестабилизации. Только так политические элиты находят поле для выражения своих знаний, навыков и способностей.

Уже сформировано большое количество экспертов в области управления войной, таких как ООН, ОБСЕ, Защитник прав человека, ПАСЕ, НАТО, которые «подпитываются» конфликтами, как бы «разрешая» их. На примере нагорно-карабахского конфликта мы видим, что международные структуры открыто манипулируют армяно-азербайджанским противостоянием. Международное сообщество не намерено вырабатывать решение для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Хотя были созданы научные институты, неправительственные организации, международные форумы, которые «работают эффективно».

В этих условиях вполне естественно, что нервы политических элит Армении и Азербайджана просто сдают. А политическая нестабильность переходит в военно-политическую. Так было в апреле 2016 года. Тот же сценарий повторился в июле 2020 года. Азербайджанская сторона все чаще нервничает, этому есть простое объяснение — они проиграли войну. И они считают, что естественным выходом из такой ситуации является силовое разрешение противостояния.

Большой Ближний Восток уже дестабилизирован, возможно, настала очередь Большого Кавказа. Так называемый «закавказский узел» имеет все предпосылки стать очередным периодом международной дестабилизации. Что этому способствует? Дело в том, что экспорт дестабилизации доказал свою эффективность в формировании новой политической реальности.

А новая политическая реальность — стремление Турции войти в военно-политический регион Кавказа. А «коридор НАТО» не отвечает интересам Турции. Им нужен так называемый «турецкий коридор» как путь в другие страны постсоветского пространства.

Роль и значение транснациональных политических проектов возрастают на фоне падающих углеводородных мощностей.

— Турция безоговорочно поддержала Азербайджан, даже не проанализировав, кто на самом деле спровоцировал конфликт. Идет ли Эрдоган вабанк?

— Турция не могла не помочь или не поддержать Азербайджан, поскольку этот конфликт — реальный механизм увеличения влияния Турции, лично Эрдогана. Турция — единственная страна в мире, которая действительно может повлиять на Азербайджан, его президента. Это та же новая политическая реальность, о которой я говорил в предыдущем ответе. Новая политическая реальность — это не необходимость эскалации конфликта, а реальная эскалация противостояния. В июле этого года мы видели, как география армяно-азербайджанского противостояния переместилась в Москву.

Таким образом, турецкие аналитики, отслеживающие ситуацию, внимательно следили за этими процессами. Не для всех очевидно, что расширение противостояния принесет Турции дивиденды. Между тем Турция получит не косвенную, а прямую выгоду от расширения географии армяно-азербайджанского противостояния. Во-первых, это ослабление России, а во-вторых, без участия Турции невозможно реальное решение армяно-азербайджанского противостояния.

И, конечно же, Эрдоган, имеющий солидный политический опыт (бэкграунд), умело управляет политическими эмоциями. Это полная противоположность некоторых лидеров постсоветского пространства, так что мы не скоро увидим ситуацию, когда Эрдоган постоянно пересекает «красную линию» или идет вабанк.

— На ваш взгляд, Россия теряет монополию главного регионального игрока?

— Надо признать, что Турция, США и Евросоюз постепенно вытесняют Россию из политической, экономической и региональной ниш. Неэффективная дипломатия, как и фактор санкций, сделала свое дело. Конечно, без России урегулирование конфликта в регионе невозможно, но в условиях, когда мировая элита заинтересована в регионе, баланс влияния уже такой.

У этого явления тоже есть объективный процесс. На смену последним политикам в СССР скоро придут выпускники Центрально-Европейского университета или школы Флетчера, даже не говорящие по-русски.

— Позиция других союзников России по ОДКБ вызывает множество вопросов в армянском обществе. Считаете ли вы естественным, что военный союз неэффективен, что ставит знак равенства между агрессором и жертвой? Более того, последний является одним из основателей своего альянса.

— По-настоящему союзнические отношения между государствами на постсоветском пространстве еще не сформировались. До сих пор бывшие советские республики были «не союзниками». Вот почему все союзы в бывшем Советском Союзе пока не очень эффективны. Кроме того, для политиков из Советского Союза Армения и Азербайджан по-прежнему воспринимаются как бывшие советские республики. Многие политики в Москве до сих пор не могут психологически смириться с распадом СССР. Политически и экономически они смирились с этим, но не более того.

— И последний вопрос. Наши православные братья — Сербия, Болгария, Россия, Беларусь — активно вооружают Азербайджан. Более того, это из мира фантазий, что Турция, Пакистан и другие исламские страны продадут Армении хотя бы одну пулю. Умирает ли ортодоксальная идея?

— Православие не умирает, а становится сильнее, но политики, возглавляющие перечисленные вами государства, все больше отдаляются от Церкви Христовой. Православные государства отходят от веры. И это больно.

https://www.24news.am/ru/news/117838

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)