«В ФОРМАТЕ «3 + 3″ БОЛЬШЕ НУЖДАЮТСЯ АНКАРА И БАКУ, ЧТОБЫ ЗАКРЕПИТЬ ИТОГИ ВОЙНЫ»

«Российские миротворцы будут находиться в Арцахе столько, сколько это нужно населению этой республики», — подчеркивает в интервью «ГА» директор Института ЕАЭС Владимир ЛЕПЕХИН.

Лепехин: многие американцы выступают за новую встречу Путина и Трампа -  24.07.2018, Sputnik Узбекистан

— Региональный формат «3+3», озвученный Сергей Лавровым, – ведь это утопия, особенно если исходить из нынешних геополитических реалий? Между тем, эксперты говорят о двух ключевых тенденциях в регионе: стремление России укрепиться на Южном Кавказе, сохранив свои лидирующие позиции, и стремление Запада вытеснить Россию из этого региона. Что вы думаете по поводу нынешней геополитической ситуации, возможных развитий, и как они отразятся на Армении и Арцахе?

— Что касается дипломатического формата «3 + 3» для Южного Кавказа (три страны региона — Армения, Азербайджан, Грузия + три страны-гаранта в лице России, Ирана и Турции), то напомню, что лично я впервые озвучил необходимость этого формата еще в 2013 году во время своего пребывания в Ереване и учреждения Евразийского клуба. А затем в течение многих лет со всех трибун говорил о необходимости его запуска. Вот пример: мое интервью российскому ресурсу «Кавполит» от 2014 года:

К сожалению, российский МИД меня не слышал. Удручает, что Сергей Лавров осознал необходимость данного формата с огромным опозданием, когда он стал почти бесполезным. Понятно, что лучше поздно, чем никогда, но запуск переговорного формата «3 + 3» по инициативе РФ в 2013-2014 годах мог бы, как я полагаю, вырвать инициативу по решению проблем региона у Минской группы ОБСЕ и направить процессы на Южном Кавказе в русло интенсификации переговоров по развитию экономического сотрудничества Армении и Азербайджана, тем самым, предотвратив войну 2020 года.

Сегодня же в формате «3 + 3» больше нуждаются Турция и Азербайджан, чтобы закрепить в свою пользу результаты состоявшейся войны.

— Ряд российских экспертов выступает за скорейшее создание Союзного государства в контексте армяно-российских отношений. Между тем, на встрече с Владимиром Путиным армянский премьер уже не говорит о стратегическом союзничестве, употребляя термин «стратегические отношения». Это симптоматично или речь идет просто о взаимозаменяемых словах, которые не меняют содержания армяно-российского взаимодействия?

— За создание Союзного государства Армении и России выступают больше армянские эксперты, причем именно они первыми выступили с этой инициативой, создав целое движение «Сильная Армения – вместе с Россией». Разумеется, подобное не устраивает Пашиняна, который политически больше ориентируется на Запад, но порвать с Россией не может в силу военной и экономической целесообразности.

У премьера РА, как он считает, безвыходное положение: с одной стороны, его привели к власти в Армении антироссийские и прозападные силы, с другой, если он откажется от стратегического взаимодействия с РФ в военной сфере, то Азербайджан с Турцией мгновенно займут Сюник, а может, и не только Сюник. А если Армения выйдет из ЕАЭС, то её экономика рухнет в течение нескольких лет. Пашинян вынужден сегодня балансировать между различными игроками на армянском поле.

— Подразделения азербайджанских ВС с 12 мая находятся на территории Армении. И хотя Минобороны РА и Пашинян в начальный период выступали с грозными заявлениями, дескать, если не получится выдворить азербайджанских военных добром в «разумные сроки», то будет применена сила, воз и ныне там. Каким вы видите выход из ситуации, и какова роль России в ее решении?

— Нужно понимать, что Россия сегодня защищает население Арцаха, потому что в этом нуждается население данной республики. Защитить же полноценно Армению Россия не может хотя бы потому, что руководство РА Россию об этом не просит и не выстраивает с РФ прочный и стратегический военный союз.
Военно-техническое сотрудничество между двумя странами развивается, но Россия не может в одностороннем порядке активизировать свои действия на территории Армении против Азербайджана и Турции, поскольку это будет расценено как самоуправство и акт агрессии. Так что это вопрос к руководству РА: каким образом они планируют защищать рубежи своей страны, в том числе – опираясь на российских военных.

— Недавно в ходе пресс-конференции, второй президент и руководитель блока «Армения» Роберт Кочарян заявил, что каждый армянин должен задавать себе вопрос: что будет, если через 4 года мандат российских миротворцев не будет продлен? Это возможно, и что, по-вашему, в таком случае будет? Не означает ли подобная вероятность, что вопрос статуса Арцаха должен быть определен в самое ближайшее время, иначе не избежать самих худших сценариев?

— Вопрос статуса не может быть решен в течение ближайших лет. Скорее, это растянется на годы и годы. Изменение этого статуса может произойти только в результате серьезных потрясений в регионе, например, большой войны. По этой причине российские миротворцы будут находиться в Арцахе столько, сколько это нужно населению  республики. Помешать этому может только государственный переворот в самой России, если на место Владимира Путина придет какой-нибудь либерал-западник, который посчитает необходимым изменить внешнеполитический курс РФ и «слить» в пользу каких-то «международных обязательств» все непризнанные республики, которые Россия сегодня защищает от неизбежного геноцида – Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье, Донбасс, Нагорный Карабах.

— Недавно вы заявили, что Россия – основной гарант экономической суверенности Армении? Давайте раскроем скобки…

— Суверенность любой страны держится на самодостаточной экономике, которая, с одной стороны, позволяет обеспечивать данной стране довольно высокий экономический рост (в идеале не ниже того роста, который наблюдается в соседних странах) и экспортное производство, которое позволяет проводить эффективную экспортно-импортную политику.

Если этого нет, страна (точнее её руководство) подсаживается на внешние заимствования, а значит влезает в долги и теряет суверенитет, как это произошло с Украиной, Грузией, странами Прибалтики и Молдовой.

К сожалению, многие в Армении так и не поняли, что агрессия Азербайджана была обусловлена экономическими показателями: Азербайджан в последние десятилетия имел самые высокие темпы экономического роста на постсоветском пространстве, росла и численность населения этой страны. В Армении, напротив, численность населения падала в силу низких темпов экономического роста. К сожалению, и сейчас многие в руководстве РА недооценивают значение развития национальной экономики в целях обеспечения суверенитета страны. Они старательно делают вид, что экономика РА может обойтись без российских энергоносителей и открытого российского рынка для армянских товаров.

Между тем, только дешевый российский газ, предопределяющий низкую себестоимость производимой в РА продукции, позволяет вашей стране развивать экспортное производство. Ну, а российский рынок – единственный на сегодня открытый глобальный зарубежный рынок для сбыта продукции армянских сельхозпроизводителей.

https://www.golosarmenii.am/article/132720/v-formate-3—3-bolshe-nuzhdayutsya-ankara-i-baku—chtoby-zakrepit-itogi-vojny

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)