Возрождение Великого шелкового пути на каспийском направлении

Соб.инф.

Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович

Kurdistan.Ru [статьи] Численность террористов в Сирии и мире резко возросла

Не случайно Китай, Киргизия, Казахстан, Узбекистан и другие заинтересованные страны региона приняли решение о совместной подготовке заявки в ЮНЕСКО на включение Великого шелкового пути (ВШП) в список мирового наследия. Как известно, под этим термином понимаются маршруты (караванные дороги), связывавшие Восточную Азию со Средиземноморьем еще в древности и в средние века. Уже во II веке до н.э.  упоминается об одном из таких путей, который вел из китайского города Сиань до Дамаска. Со временем подобные торговые пути раздваивались, переплетались, обходили естественные преграды и воюющие государства. Возникла как бы естественная сеть дорог, ведущих из Азии в Европу. Поскольку китайский шелк был основным товаром в тот период, этот путь получил название Шелкового.

Великий Шелковый Путь - География Китая - Статьи - Китайский язык онлайн  StudyChinese.ru

К настоящему времени можно говорить о трех главных коридорах или маршрутах подобного рода. Средний коридор, известный как Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), имеет протяженность 4256 километров по автомобильным и железным дорогам и 508 километров по морю. Начальной точкой этого маршрута служит китайский город Кашгар, затем он проходит через Киргизию, Узбекистан и порт Туркменбаши на Каспии в Туркменистане. Далее товары в морских контейнерах перевозятся в Азербайджан, а затем в Грузию и через Карс в Стамбул или турецкие порты, а оттуда — в Европу. От Баку через Грузию и Турцию проложено также несколько стратегических нефте и газопроводов к Черному и Средиземному морям. Этот путь считается одним из трех главных коридоров ВШП, Северный путь проходит через Россию, а Южный — через Иран или Суэцкий канал.

По данным Министерства транспорта и инфраструктуры Турции, Средний коридор является кратчайшим маршрутом: если грузовой поезд, отправляющийся из Китая в Европу по этому коридору, проезжает 7000 километров за 12 дней, маршрут через Россию требует преодолеть расстояние в 10 000 километров, на что понадобится не менее 15 дней. Если же говорить о Южном коридоре, то груз проедет 20 000 километров и достигнет Европы за 45-60 дней. При этом сохраняются риски при прохождении Суэцкого канала и Баб-эль-Мандебского пролива из-за высокой террористической активности и вероятности техногенных катастроф.

Объем торговли по ТМТМ ежегодно увеличивается в разы, что свидетельствует о растущем значении этого коридора в мировой торговле в современных условиях. Наибольшую выгоду при этом получают страны-экспортеры из Китая, Турции, Азербайджана, стран Центральной Азии, а также импортеры из стран ЕС. Для последних весьма важным является компенсировать свои потери от резкого снижения объемов импорта нефти и газа из России.

Большие надежды: новый Суэцкий канал изменит экономику Египта

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку уже в 2022 году увеличит экспорт газа в Европу на 30 % (с 9 до 11,5 млрд кубометров) за счет ввода в эксплуатацию новых газовых месторождений и наращивания добычи на действующих месторождениях, а к 2027 году планируется этот показатель, как миниум, удвоить.

В свою очередь, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что с учетом нынешней ситуации на мировых рынках, дальнейшее развитие Транскаспийского маршрута приобретает особое значение для энергетической безопасности стран ЕС. «По этому вопросу у нас есть взаимопонимание со странами-партнерами. Нам необходимо активизировать все имеющиеся мощности портов Актау и Курык с целью увеличения пропускных способностей и доведения объемов транспортировки нефти до 20 миллионов тонн в год».

Для повышения значимости ТМТМ Азербайджан, Казахстан и Грузия планируют разработать новый транспортный маршрут, способный ежегодно перевозить 200 000 контейнеров. Для облегчения условий транзита страны планируют установить стандартные тарифы для местных судоходных компаний и облегчить работу транспортных предприятий. Участники проекта ожидают, что их ежегодная прибыль достигнет одного миллиарда долларов. Согласно прогнозам, эта цифра может вырасти в ближайшие годы по мере увеличения зависимости европейского рынка от нового маршрута.

Иран и Армения недавно договорились сформировать общую платформу с участием Индии для реализации международного транспортного коридора «Персидский залив – Черное море», который также можно рассматривать как часть ВШП. Этот проект важен для Ирана с политической точки зрения, поскольку станет альтернативным маршрутом по отношению к проектам Турции и Азербайджана. Запуск бесперебойного сухопутного сообщения с Черным морем (порты Батуми, Поти) позволит Ирану стать связующим звеном между странами Азии, бассейна Персидского залива и Индии с Европой и Россией. Этот маршрут позволит ему диверсифицировать пути поставки товаров в ЕС и РФ, а также сбалансирует в некотором смысле влияние Турции и Азербайджана в регионе.

Не снят с региональной повестки дня и проект строительства Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, к реализации которого не осталось никаких правовых или международных препятствий. Как известно, 12 августа 2018 года в казахском городе Актау пятью прикаспийскими странами была подписана «Конвенция о правовом статусе Каспия». Согласно этому документу, правила прокладки газопроводов по дну Каспия предусматривают согласие только соседних стран, а не всех прибрежных государств.

Данный газопровод по дну Каспия может стать частью Южного газотранспортного коридора. Его мощность по проекту составляет 30 миллиардов кубометров газа в год. Приблизительная оценочная стоимость — 5 миллиардов долл. В Азербайджане этот трубопровод присоединится к Южно-Кавказскому газопроводу (Баку-Тбилиси-Эрзурум), а через Трансанатолийский газопровод (TANAP) и к Трансадриатическому (ТАР) газопроводу до Италии. Следует заметить, что в январе 2021 года Азербайджан и Туркменистан подписали межправительственный Меморандум о совместной разведке и разработке углеводородного месторождения «Достлуг» в Каспийском море.

Трансанатолийский газопровод TANAP и важность проекта на международной  арене – Исследовательский Фонд UNEC

Таким образом, строительство Транскаспийского газопровода становится все более реальным проектом, в результате реализации которого Туркменистан наконец-то сможет выйти на европейский рынок. Единственным открытым вопросом остается вопрос финансирования. Страны Евросоюза изначально поддерживали проект Транскаспийского газопровода и в складывающихся непростых для них условиях в сфере энергетики выражают готовность содействовать привлечению инвестиций и кредитов от европейских банков для его реализации. Таким образом, строительство Транскаспийского газопровода становится все более реальным и, возможно, в скором будущем мы сможем наблюдать конкретные шаги на пути реализации этого проекта.

Возрождение Великого шелкового пути на каспийском направлении является важным связующим звеном для стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Модернизация и расширение его инфраструктуры и возможностей даст толчок развитию экономик всех заинтересованных в нем стран. Вряд ли стоит излишне политизировать этот проект, который основан на взаимной выгоде стран региона и не направлен против какой-либо другой страны или группы стран. Некоторые псевдоэксперты и псевдополитологи видят в развитии этого маршрута создание конкурентного маршрута как бы в обход России и т.п. Партнеры РФ по ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, Китай, Индия, Иран, Афганистан, Турция вправе выбирать себе наиболее выгодные коммуникации и реализовывать крупные региональные проекты. Россия остается великой державой и в непростых для себя условиях санкционного режима со стороны коллективного Запада находит новых партнеров и рынки сбыта своих товаров в Азии, Африке, на Ближнем Востоке, а также изыскивает возможности импортозамещения санкционных товаров. Ускоренное развитие своих соседей в Центральной Азии и на Южном Кавказе отвечает стратегическим интересам и российского государства.

 

 

Оцените статью
Институт Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни (ИЧКР им. В.Б. Арцруни)